Религия как социальный феномен

Ответить на вопрос «что такое религия?» социолог, по мнению М. Вебера, может только после того, как изучит этот феномен. М. Вебер не снимает проблему определения религии, а просто указывает, что социологическое определение религии должно основываться на эмпирических данных. Социолог должен располагать четким определением религии, с которым он мог бы работать, то есть выделить религию из множества других явлений, определить объект исследования.

Определение религии

Под религией мы понимаем комплекс верований и практических действий, с помощью которых люди общаются или пытаются общаться с реальностью, лежащей за пределами повседневного опыта. Сюда можно отнести все те явления, которые отличаются от других (этических, эстетических, политических и им подобных), все то, в чем человек выражает свою веру в сверхчеловеческую силу, и что он делает, чтобы поддержать свою связь с ней. Церковь — общественный институт, объединяющий людей на около религиозной почве.

Мы не можем определить религию с помощью формально-логической дефиниции через указание рода и видового отличия. В самой общей форме определение можно представить следующим образом: религия — это сфера духовной жизни общества, группы, индивида, способ практически-духовного освоения мира и отрасль духовного производства. Как таковая она представляет собой:

  1. проявления сущности общества;
  2. с необходимостью возникающая в процессе становления человека и общества аспект их жизнедеятельности;
  3. способ существования и преодоления человеческого самоотчуждения;
  4. отражения действительности;
  5. общественное подсистему;
  6. феномен культуры.

Корни религии

Следует также учитывать факторы, детерминирующие религию. Важно ответить на вопрос: «Под влиянием каких факторов религия возникает, существует и воспроизводится?». Можно выделить социальные, социокультурные, антропологические, психологические, гносеологические детерминанты, их обычно метафорически называют «корнями религии».

В отечественной социологической литературе сложился общий подход к пониманию сущности и роли совокупности причин возникновения религии, получивший теоретическое оформление в учении о социальной сущности и природе религии. Этот подход является основой социологической теории религии. В ней выделяют социальные, гносеологические и психологические корни, причем социальные являются определяющими. Они представляют собой систему социальных отношений, детерминирующих возникновения, функционирования и воспроизводства религии.

От социальных корней религии, как справедливо отмечают социологи, следует отличать ее исторические корни, под которыми подразумевается историческая обусловленность современной религии ее предыдущим развитием. Что касается ее гносеологических корней, то они связаны с формированием в сознании человека религиозных представлений во время его познавательной деятельности. Суть этих представлений заключается в абсолютизации субъективной стороны процесса познания, меняющегося отражение реальности. Формирование религиозного сознания связано с человеческой психикой, поскольку религиозные отправления всегда сопровождаются сильными эмоциональными настроениями. В этой связи выделяют психологические корни религии.

Структура религии

Понимание обусловленности сущности религии совокупностью причин ее возникновения (детерминант) позволяет четко определить структуру религии. Один из возможных вариантов структуризации религии предложил Д. Маркович. Структуру религии образуют пять элементов:

  1. Сама идея сверхъестественного существа.
  2. Чувство уважения и страха, что религиозный человек испытывает перед сверхъестественным существом.
  3. Религиозные символы, представляющие сверхъестественное существо (поскольку она не поддается непосредственному созерцанию) и с помощью которых религиозный человек устанавливает с этим существом контакт.
  4. Ритуалы, особые действия религиозного характера (молитвы, жертвоприношения и другие), с помощью которых религиозный человек обращается к божеству.
  5. Религиозные организации и служители, которые способствуют осуществлению коммуникации религиозного человека со сверхъестественным существом.

В процессе развития социологии религии возникла еще одна пятиэлементная структура религии, которая охватывает следующие элементы: доктрину, миф, этические ценности, ритуалы и другие формы культовой практики, а также различные формы распространения религии.

Определенный интерес представляет схема структурирования религии, предложенная Джонстоун. Она состоит из нескольких основных элементов.

  1. Религия предполагает наличие группы верующих, хотя и может быть связана с глубоко личным переживанием. Социологов интересуют религиозные группы и то, чем они отличаются от других групп в обществе. Исследование религии опирается на изучение определенных общностей, например католиков, протестантов, иудаистов или таких организаций, как секты.
  2. Религия ассоциируется с понятиями, которые считаются священными. Она проводит разделение между предметами повседневной жизни и необычными явлениями — чудесами. Эти явления становятся священными потому, что считаются связанными с чем-то сверхъестественным — с какой-nj силой или существом, возможности которой не ограничены законами природы. В разных религиях существуют свои священные предметы и события.
  3. Религия имеет определенную совокупность верований — вероисповедания. Эти верования объясняют человеческую натуру, окружающую природу, и сверхъестественные силы, которые считаются священными.
  4. Религия предполагает особую совокупность действий или ритуалов. Ритуалы — образцы поведения в отношении священных и сверхъестественных сил (например, проходя мимо церкви, католик крестится или произносит молитву).

В современной отечественной социологической литературе отмечается тенденция при структуризации религии не ограничиваться гносеологическим и психологическим боками религии, а включать в структуру и организационные элементы. Так, в конце 80-х годов XX века в структуре религии, как правило, выделяли три основных элемента — религиозное сознание, религиозный культ и религиозные организации.

  • Религиозное сознание представляет собой искаженное, фантастическое отражение людьми господствующих над ними природных и общественных сил, при этом земные силы набирают форму неземных. Основным признаком религиозного сознания является вера в реальность сверхъестественного.
  • Религиозный культ — это система символических действий, с помощью которых верующие стремятся влиять на сверхъестественное.
  • Для объединения верующих существуют религиозные организации (церковь, секта и так далее) и особая группа людей — духовенство, функциями которого является руководство религиозными культовыми действами.

В результате поиска в отечественной социологии религии выкристаллизовались следующие структурные элементы:

  1. религиозное сознание;
  2. религиозная деятельность;
  3. религиозные отношения;
  4. религиозные институты и организации.

Когда объектом изучения является религия как социальная подсистема, указанные элементы можно считать максимальным пределом ее членения. При дифференцированном рассмотрении каждого элемента проявляется его определенную степень сложности. Структурно-функциональный анализ в таком случае становится средством изучения структуры и функций выделенных элементов.

Функции религии

В отечественной литературе сложились два подхода к пониманию функций религии. Первый из них заключается в том, что исследователи пытаются определить, выделить «специфически религиозную» функцию — функцию «фиктивного регулирования», связанную с ошибочным толкованием и иллюзорным заполнением действительности. Убедительнее выглядит второй подход, суть которого заключается не в «специфических для религии» функциях, а в специфичности выполнения религией тех или иных социальных функций, обусловленных потребностями общества, социальных групп и индивидов.

Мировоззренческая функция

Религия содержит в себе некое миропонимание (объяснение мира, места человека в нем, природы человека и так далее), мироощущение (эмоциональное отражение внешнего мира и самоощущение человека), оценку мира, мировосприятия. Религиозное мировоззрение реализуется в поведении и взаимоотношениях верующих, в структуре религиозных организаций. Создание картины мира — одна из главных составляющих мировоззренческой функции, что, однако, не исчерпывает эту функцию полностью. Но не менее важно, чтобы благодаря этой картине человек сумел найти смысл своей жизни. Именно поэтому мировоззренческую функцию религии еще называют функцией значения.

Компенсаторная функция

Религия выполняет социальную функцию компенсатора, который реализуется в религиозном заполнении действительности, а также в религиозной утешении. В религии происходит мнимое снятие противоречий: реальное угнетение преодолевается «свободой в духе», социальное неравенство превращается в равенство в греховности, в страдании; разобщенность заменяется братством «во Христе», в общине; фактическое бессилие человека компенсируется всесилием Бога, смертный оказывается бессмертным ; вообще мир зла и несправедливости заменяется «Царством Божиим» («Царством небесным»).

Коммуникативная функция

«Богообщение» считается высшим видом общения, а общение с «ближними» — второстепенным. Общение происходит прежде всего в культовой деятельности. Богослужение в храме, молитвенном доме, участие в таинствах, общественная молитва рассматриваются как главное средство общения и единения верующих с Богом и друг с другом. В процессе общения верующих вырабатываются определенные правила и нормы поведения, которые служат социальными регуляторами. Это регулирование составляет содержание еще одной функции религии — регулятивной.

Регулятивная функция

Религиозные идеи, ценности, установки, стереотипы, культовая деятельность и религиозные организации являются регуляторами поведения людей. Как нормативная система и как основа общественно — санкционированных способов поведения религия преимущественно упорядочивает мысли, устремления и действия людей.

Легитимирующая функция

Религия как один из важных социальных институтов общества берет на себя и часть такой важной социальной функции общества, как узаконивание определенных норм и правил поведения, которые поддерживали бы стабильный порядок в обществе, обосновывали и узаконивали бы ценностно-правовую составляющую этого порядка.

Идеологическая функция

Религия в обществе может отражать точку зрения определенных групп, слоев, классов, при определенных обстоятельствах может претендовать на роль единоверной и противопоставляться другим верованиям и религиям и тем самым противостоять системе религиозных взглядов других слоев и классов. В этом случае религия начинает отстаивать классовые или групповые интересы, выполняя идеологическую функцию. С сохранением и обеспечением стабильности общества непосредственно связана еще одна функция религии — интегративная.

Интегративная функция

Религия может быть фактором интеграции общества, группы. Подытоживая поведение и деятельность индивидов, объединяя их мысли, чувства, стремления, направляя усилия социальных групп и институтов, религия способствует стабильности этого общества.

Классификация религии

Одной из приоритетных проблем современной религии является проблема ее классификации. Начало классификации религии в социологии следует связывать с трудами М. Вебера, где религии отличаются в зависимости от их подхода к вопросу спасения души. М. Вебер проанализировал разные взгляды на спасение души, обратив особое внимание на специфику понимания таких вопросов: требует спасение души пассивного созерцания (мистицизма) или активного управления своей волей (аскетизма)? Происходит спасение души в том или ином мире (во внутреннем мире человека или вне этого мира, в Царстве небесном)?

Эволюционный подход к религии как социального института нашел воплощение в классификации мировых религий американского ученого Р. Белла. Эта классификация, охватывая все исторические формы религии, выделяет пять уровней ее развития. Примитивные религии — тотемизм, анимизм, табу, земледельческий культ, фетишизм и магия. Архаические религии — шаманизм, ранние и поздние национальные религии (религия Древней Греции, Рима, Китая, Индии, конфуцианство). Исторические религии — происходит усложнение религиозных форм, доминируют христианство, буддизм, ислам. Ранние современные религии — конфесионализованные (четко сориентированные, отданные определенной конфессии) религии. Современные религии — модернизированные религии, неорелигии (сатанизм, неохристиянские секты — мормоны, свидетели Иеговы; неосхидни культы — движение Харе Кришна, дзен (чань)-буддизм, научно-религиозные объединения — церковь сайентологии, учения Рерихов, медитационные объединения) и модифицированные варианты традиционных религий. В основу классификации здесь положена степень дифференциации. Религиозные комплексы, возникающие на каждом этапе, имеют схожие характеристики, Р. Белла изучает и классифицирует по следующим категориям: система символов, религиозные действия, религиозные организации и социальные последствия.

Довольно распространенный подход, при котором за основу классификации берут структурные элементы религии и исходя из этого выделяют следующие типы религий: догматический, эмоционально-этический, ритуальный и традиционалистский. К догматическому типу относятся такие религии, в которых детально разработанное и развитое вероучение, а от верующего требуется изучения и усвоения этого учения (католичество). К эмоционально-нравственного типу относятся религии, в которых особое внимание уделяется нравственному воспитанию верующего и осуществлению верующим моральных деяний (буддистская религия). К ритуальному типу относятся религии, в которых особую роль играет выполнение религиозных обрядов. Традиционалистский тип — религии, в которых существенное значение имеет способ осуществления религиозных обрядов, причем последние охватывают большое количество элементов древних народных верований и обычаев.

Рассмотренные классификации не исчерпывают всех существующих вариантов, а их уровни могут одновременно существовать в различных комбинациях. Религия как социальная подсистема общества развивается вместе с ним, а процессы, происходящие в ней, влияют на другие социальные процессы. В религиозной сфере — это процессы сакрализации и секуляризации. Сакрализация — это широкое вовлечение в сферу религиозного влияния на функционирование различных социальных институтов, на отношения и формы общественного и индивидуального сознания. Секуляризация — это процесс ослабления влияния религии как средства мышления и жизни и одновременно ослабление влияния церкви как общественно-политической силы.При возникновении соответствующих социальных условий процесс сакрализации может перейти в процесс ресакрализации. В ресакрализации понимают сложный и бурный процесс религиозного возрождения духовной культуры на фоне продолжения действия объективных и субъективных факторов обновление секуляризационных культуры.

Задачей социологии является внимательное, взвешенное, непредвзятое исследование с научных позиций корней и причин возникновения межрелигиозных конфликтов, отслеживание с помощью социологического мониторинга уровня социальной напряженности на почве религиозных верований, проведение на этой основе широкой просветительской работы среди населения и выработки практических рекомендаций для властных структур по достижению мира и согласия среди людей с разным отношением к религии вообще и ее отдельных направлений.

Выводы

Социология религии — отраслевая социологическая теория, изучающая религию как социальный феномен в различных его проявлениях, определив тем самым ее за объект исследования. Предметом социологии религии является социально-религиозные отношения и взаимосвязи, возникающие между людьми на основании их места и роли в социальной подсистеме «религия», структуры и функций этих связей, взаимодействия с другими социальными отношениями.

В исследованиях по проблемам религии социология использует методы опроса, наблюдения и эксперимента, статистического и сравнительного анализа, анализа документальных и исторических источников.
Первые шаги в становлении социологии религии связывают с трудами О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, а также с дальнейшим ее развитием К. Марксом, Ф. Энгельсом, М. Вебером, Б. Малиновским, Т. Диа, Л . Шнейдер, Дж. Зингером. Существенный вклад в современную западную социологию религии сделали П. Бергер, Н. Лукман, Э. Гусерль, Г. Ле Бра, Д. Фитцер, И. Вах, Г. Меншинч и др. Проблемы религии исследовали и отечественные социологи: Р. Балтанов, А. Клибанов, А. Лебедев, Ю. Левада, Н. Лэнсу, Е. Прокошина, А. Сухов, Д. Угринович, И. Яблоков и другие.

Религия как социальный феномен имеет свою структуру (религиозное сознание, религиозную деятельность, религиозные отношения, религиозные институты и организации) и функции (коммуникативная, компенсационная, регулятивная, идеологическая и интегративная).

Яндекс.Метрика