Главное меню

Основы социологии

Социология как наука
----------------------------------------
Социологический анализ общества
----------------------------------------
Социальная структура общества и социальная стратификация
----------------------------------------
Социология конфликта
----------------------------------------
Этносоциология
----------------------------------------
Национализм и национальная гордость
----------------------------------------
Национальное сознание. Национальный характер.
----------------------------------------
Социология религии
Культура как социальное явление - 4 стр. продолжение
Индекс материала
Культура как социальное явление
2 стр. продолжение
3 стр. продолжение
4 стр. продолжение
Все страницы


kultura-4Духовная культура - это сфера человеческой деятельности, охватывающей различные стороны духовной жизни человека и общества. Она представляет собой духовный мир каждого отдельного человека и его деятельность по созданию духовных "продуктов" (творчество ученых, писателей, законодателей и т.д.) сами продукты духовной деятельности в виде духовных ценностей (полотна, обычаи, научные теории и т.д.). К духовной культуре относятся религия, наука, просвещение, образование, искусство, язык, письменность и т.д.
Культура и культуры. Понятие «культура» есть не более чем умозрительная категория, отмечающая определенный класс явлений в социальной жизни людей, определенный аспект их совместного существования. Разные популяции людей обитают на Земле как автономные сообщества в заметно различающихся природных и исторических условиях. Необходимость в адаптации к этим разнообразным условиям привела к сложению столь же специфических способов и форм осуществления коллективной жизнедеятельности людей. Такие комплексы специфических способов и форм жизнедеятельности получили название локальных культур соответствующих сообществ (народов). Некоторые из этих культур похожи друг на друга в силу генетического родства практикующих их народов или сходства
условий их возникновения и истории, другие различаются настолько, насколько разнятся условия жизни породивших эти культуры этносов. Но «ничейной культуры» или «культуры вообще» в принципе быть не может.
В отличие от биологических свойств человека нормы культуры не наследуются генетически, а усваиваются только методом обучения. Отсюда, сколько в истории существовало сообществ, столько обнаруживается сравнительно самодостаточных культур, что не исключает значительного внешнего сходства некоторых из них.
Общечеловеческое и национальное в культуре. Признание множественности культур ведет к формированию различных мнений и выводов. Некоторые ученые исходят из представления о равенстве культур, о невозможности их противопоставления в качестве разных величин. Другие, напротив, полагают, что разнообразие культур не исключает принципа иерархичности. В этой системе отсчета одни культуры оцениваются как значимые, развитые, ценностно-богатые и плодоносные. Другие, напротив, воспринимаются как менее богатые, патриархальные, истощившиеся и утратившие свое верховенство.
Национальное и общечеловеческое — две взаимосвязанные стороны развития культуры как целостности. Однако опыт XX века выявил ограниченность европоцентрического подхода к культуре, когда техногенная европейская культура объявлялась главенствующей, базисной по отношению ко всем другим региональным и национальным культурам. Стало очевидным, что каждая культура имеет свою специфическую уникальную ценность.
Различные группы стран, национальностей делятся не по регионам, а по своим культурным, национальным особенностям, каждая из которых важна в общечеловеческом процессе.
Национальная культура — это пластическое целое, изменяющееся эволюционным способом. Поэтому трансплантация, механическая замена одних элементов другими не может дать положительных результатов, простое копирование ценностей других культур было бы величайшей ошибкой. Полноценное развитие мировой культуры, вхождение какой-либо страны в цивилизованное сообщество народов возможно только на основе всестороннего развития национальной культуры.
Тенденции культурной универсализации в современном мире. Современная эпоха характеризуется формированием единой общепланетарной цивилизации, становлением общечеловеческой культуры на основе представления о целостности мира. Этот процесс предполагает принятие представителями разных национальных культур системы общечеловеческих ценностей, установок и ориентиров. Однако культурная универсализация не означает унификации, т. е. сведения всего многообразия национальных культур к какому-либо единому образцу. Речь идет, прежде всего, о взаимосвязи, взаимодействии национальных культур, что возможно при условии принятия общих культурных предпосылок, иначе взаимопонимание будет затруднено.
Формированию общечеловеческой культуры способствует увеличение роста и интенсивности различных связей — политических, экономических, коммуникационных, культурных. Явления, возникающие в одном регионе или сфере жизни, достаточно быстро распространяются по всему миру и отражаются на развитии различных областей. Тенденция культурной универсализации проявляется тогда, когда нация или социальная группа готова воспринять соответствующие ее уровню развития и возможностям элементы общечеловеческой культуры.
Активное межкультурное взаимодействие, осуществляющееся благодаря современным информационным технологиям, развитию транспортных коммуникаций, расцвету путешествий и туризма, способствуют превращению всей планеты в « глобальную деревню». В этой связи возникает представление о том, что национальные культуры в этих условиях постепенно теряют своеобразие и уникальность. Традиционных культур остается все меньше, и почти все они испытывают натиск модернизации. Поэтому в настоящее время возрастают тенденции сохранения особенностей национальных культур, противостоящие универсализации и глобализации.