Объект, предмет и методы исследования социологии религии

sociologia-religiiСоциология религии - это отрасль социологического знания, изучающая религию как социальный феномен в различных его аспектах. Объектов исследования, которым является собственно религия, эта отраслевая социологическая теория входит в структуру религиоведения вместе с философией религии, психологией религии, историей религии. Имея общий объект исследования, каждая из этих наук отличается спецификой своего предмета, своим спектром предметного поля исследования.
Предметное поле социологии религии продолжает формироваться и представлено в научной литературе различными подходами и позициями исследователей. Так, Д. Угринович предметом изучения социологии религии считает социальные условия, вызвавшие к жизни религию, а также место и роль религии в функционировании и развитии той или иной социальной системы. Отметило, что, охватывая основные элементы содержания предмета этой науки, такое определение оставляет вне рамок предмета социальные закономерности развития и функционирования религии, ее социальную структуру и взаимодействие структурных элементов в контексте функционирования и развития общества как социальной системы.
Недостаточно полными, на наш взгляд, выглядят определения, которые ограничивают предмет изучения социологии религии религиозностью или религией га религиозностью. Хотя понятие "религиозность" имеет достаточно широкий смысл, характеризуя сознание и поведение людей, которые верят в сверхъестественное и поклоняются ему.
Полнее и глубже раскрывает содержание и предмет дисциплины "Социология религии" И. Яблоков. К предмету он относит социальную детерминированность религии, социальные закономерности ее возникновения, развития и функционирования, социальную структуру и взаимодействие ее элементов, место и роль в социальной системе, а также влияние религии на другие элементы социальной системы и специфику обратного воздействия системы на религию.
Приведенное определение достаточно точно выделяет предмет социологии религии, его структуру и содержание, что подтверждается, в частности, сравнением его с позднейшими определениями как в отечественных, так и в зарубежных научных изданиях по социологии. Из него вытекает следующее: социология религии - это специальная социологическая теория, изучающая генезис, социальные функции, место и роль религии в обществе, ее структуру. Религия рассматривается как социальная подсистема в общем социальном контексте, исследуются взаимосвязи религиозных групп, общностей, институтов с другими общественными группами и институтами. Предметом социологии религии является также проблемы секуляризации и религиозности. Социологический анализ религии предполагает выяснение ее социальных, гносеологических, психологических корней.
Социолог А. Лимаренко, акцентируя внимание на связях религии и культуры, утверждает, что социология изучает религию как элемент социальной системы. Предметом исследования являются отношения религии и ее социальных функций, закономерности влияния общественных отношений на религию, ее обратное влияние на общественную жизнь, связи между религией и другими элементами культуры. Предметом социологического анализа является социальная структура религии, связи и отношения между отдельными элементами религии как целостной системы, религиозное сознание как фактор регуляции социального поведения, отдельные религиозные институты, организации, сообщества (например, сектантская община и т.п.). Исследуя различные религиозные системы, социология стремится выявить общие существенные свойства, отличающие религию от морали, искусства, других форм общественного сознания.
Американский социолог Н. Смелзер призывает исследователей, изучающих социологические аспекты религии, относиться к ней как к социальному явлению, отбросив на время личные религиозные верования. Его наставления "социологу, изучающая религию" носят "предметный" характер. Социолог, по Н. Смелзер, "должен относиться к религии как к социальному явлению. Он пытается понять, как организованы все религиозные группы (а не только та, к которой принадлежит он сам), его интересуют нормы и ценности
религиозных групп, роль религии в жизни отдельных верующих и общества в целом. Он задается вопросом, почему существуют религии, благодаря чему они сохраняются со временем. Наконец, ему важно выяснить, каким образом принадлежность к религиозным группам влияет на другие аспекты жизни людей: их жизненные позиции, семейная жизнь и т.д. "Как видим, основное внимание социология религии сосредоточивает на социальном" измерении "религии, ее воздействии на социальное поведение Определенный интерес представляет позиция В. Лубовский, который подчеркивает, что социолог имеет дело с религией как социальным феноменом, а потому религиозное поведение следует рассматривать в контексте существующих социальных регуляторов, норм, верований, ожиданий и предпочтений людей.
Относительно определения предмета исследования существует достаточно широкий спектр взглядов - от якнайвужчих к широких. Сближением может служить, по нашему мнению, определение предмета религии исходя из предмета социологии в целом. Если согласиться с тем, что предметом социологии есть социальные отношения, то вполне логичным будет понимать под предметом специальной социологической теории - социологии религии - специфический вид социальных отношений, связанных с религией как социальным феноменом.
Следовательно, предметом социологии религии является социально-религиозные взаимоотношения, возникающие между людьми по поводу их места и роли в социальной подсистеме "религия", структуры и функции этих отношений, взаимодействия с другими социальными отношениями. Подобное взаимодействие отражается во взаимосвязях социологии религии с другими специальными социологическими теориями: социологией личности, социологией культуры, социологией воспитания, социологией образования, социологией организаций, социологией общественного мнения, социологией семьи.
Как и любая другая социологическая дисциплина, социология религии использует в исследовании этого социального феномена совокупность социологических методов исследования, имеют некоторые особенности. Социолог использует для анализа религии методы, выработанные и применяемые социологией в исследовании социальных явлений вообще: опрос и статистический анализ; наблюдение и эксперимент; сравнительный анализ; анализ письменных источников, исторических документов.
Одним из важнейших является метод опроса, проводимого или в виде стандартизированного интервью, когда вопросы задает интервьюер, либо в форме письменного заполнения анкеты респондентом. Респондентам задают вопросы об их религиозной принадлежности, о том, как часто они посещают церковь, молятся, в какой мере знают вероучение, как относятся к отдельным его моментам, например, верят в жизнь после смерти, в существование дьявола и т.д., т.е. вопросы, позволяющие судить о характере и степени религиозности.
Еще одним методом эмпирических исследований является наблюдение. Оно может быть стандартизированным, когда социолог располагает определенную программу исследования и по специальной процедуре фиксирует выделенные им показатели. Может также применяться включенное наблюдение, когда исследователь живет или работает в среде тех, кого изучает. Этот метод использовался, в частности, в последнее время социологами, которые изучали новые религиозные движения. Участвуя в жизни группы, социолог имеет возможность наблюдать поведение людей в религиозном окружении. При этом наблюдение может быть как скрытым, так и открытым, если те, кого наблюдают, доверяют новому члену группы. Этот метод имеет очевидные преимущества, поскольку позволяет выявить обстоятельства, доступные только при условии участия в действиях, которые наблюдаются.
Метод экспериментирования, применяемый в других сферах социологического исследования, в социологическом изучении религии почти не применялся, поскольку религия касается глубоких, тайных чувств личности, по этическим мотивам не должны становиться объектом манипулирования при какой цели. Однако бывают ситуации, когда при тех или иных обстоятельств индивиды согласны принимать участие в эксперименте и его проведения не сталкивается с этическими проблемами. Это может быть связано, например, с демонстрацией необычных особенностей (экстрасенс, целитель, шаман) или с экспериментом по введению программ религиозного обучения с точки зрения эффективности предлагаемых моделей.
Важным инструментом социологического исследования религии является анализ письменных источников, исторических документов. Этот метод исследования успешно использовался при разработке типологии религиозных организаций, исследовании этапов эволюции религии в истории общества, влияния протестантизма на развитие капитализма и т.д.
Достаточно точным методом анализа содержания разного рода документов является контент-анализ - выделение исследователем религиозных тем или предположений, которые не высказываются ли не рассматриваются в исследуемых материалах. Это может быть, например, анализ текстов проповедей, характерных для какого-то отдельного проповедника или религиозной организации, течения, анализ популярной религиозной литературы и т.д. Такой анализ дает возможность "увидеть" реальную религиозное сознание определенной группы, отличающийся от официального учения (как обыденное сознание отличается от идеологических концепций).
Таким образом, социолог располагает разнообразные взаимодополняющие методы, дающие ему возможность на эмпирическом уровне исследовать религиозное поведение, накапливая необходимые данные для теоретических обобщений. Так, пользуясь сравнительным методом, М. Вебер установил наличие очевидной связи между протестантизмом и развитием капиталистических отношений. Он занимался сравнительным изучением иудаизма, индийских и китайских религий и разработал в этой связи целую систему категорий: типы пророчества, харизма, рутинизация и т.д., которые использовал как инструментарий своих компаративных исследований. Таким образом, М. Вебер может считаться основоположником сравнительной социологии религии.
Что касается методов, с помощью которых исследует свой предмет социология религии, то на современном этапе ее развития все более характерным становится методологический плюрализм. Другими словами, она вправе и обязана использовать любые методы и приемы, которые окажутся наиболее эффективными в этой познавательной ситуации.
Кроме рассмотренных сущностных признаков социологии религии как научной дисциплины следует выделить основные научные категории и понятия, образующие научный аппарат для исследования религии и описание их результатов с социологических позиций.
К основным понятиям социологии религии относятся: религия, социально-религиозные отношения, религиозная организация, религиозный социальный институт, религиозность, религиозное сознание, религиозная вера, социальные функции религии, сакрализация, секуляризация, атеизм, нетрадиционные религии.
Напоследок отметим, что как понятия отражают те или иные стороны социального феномена религии, так и совокупность этих понятий в их взаимосвязи отражает сущность религии как социальное явление, воплощаясь в структуре учебного курса "Социология религии".

 





 
Ответственная доставка грузов по доступной цене.