Главное меню

Основы социологии

Социология как наука
----------------------------------------
Социологический анализ общества
----------------------------------------
Социальная структура общества и социальная стратификация
----------------------------------------
Социология конфликта
----------------------------------------
Этносоциология
----------------------------------------
Национализм и национальная гордость
----------------------------------------
Национальное сознание. Национальный характер.
----------------------------------------
Социология религии
Национализм и национальная гордость

nacionalnaya-gordostВ современных условиях концепция национализма - одна из привлекательных, особенно в молодых, самоутверждающихся нациях. Национализм в социально-политическом аспекте - это идеология, политика и психология, проповедь национальной уособлености и исключительности, недоверия другим народам и нациям и межнациональной розни, несовместима с идеями общественного прогресса, идеями гуманизма, свободы и братства всех народов. Проповедуя единство нации, идеологи национализма затушевывают антагонизм отношений между богатыми и бедными, пытаются направить социальный протест рабочих, крестьян, всех слоев общества не против социальных факторов, обвиняя во всех грехах своих идейных противников и др. Национализм - явление многогранное и многолико. Однако за конкретными проявлениями национализм имеет определяющую признак: признание национальной исключительности и противопоставление одной нации другим. Но иногда под конкретные формы проявления национализма подводят далеко неоднородны явления: местничество и восхваление, возвеличивание архаичных бытовых, родовых обычаев и обрядов, национальную тщеславие, гонористисть и отказ от принципа общечеловеческих ценностей в освещении культуры, идеализацию исторического прошлого и отождествление национального с религиозным. Национальная ограниченность - это еще не национализм. Далекие же от национализма и этнические предвзятости. Этническая предвзятость не более непроизвольная социально-психологическая установка. К сожалению, до сих пор некоторые продолжают стращаты жупелом национализма каждый раз, когда встречается с такими явлениями. Нередки случаи смешения с национализмом попыток пренебрежение национального достоинства лица или самоутверждения национального языка, не говоря уже об отстаивании национальных интересов и о требовании национальной справедливости. Национальная равенство в ее подлинном смысле, кроме социально-экономического, имеет и другие, не менее важные аспекты - политические, правовые, культурные, этнические, тесно взаимосвязаны. Между формально провозглашенной равенством и равенством фактическим лежит огромная дистанция. Отсюда-важное законодательное закрепление политических прав, особенно прав национальных меньшинств.
В разных доктринах под национализмом понимается обоснование нации как высшей благ и надклассовой формы общественного единства, как гармоничное целое с одинаковыми основными интересами всех составляющих ее социальных общностей людей. В странах, где исторически зародились капиталистические отношения (так называемых странах первого эшелона развития капитализма), передовой класс - буржуазия - успешно использовала идею национальной консолидации для уничтожения феодальной раздробленности, изгнание иноземных захватчиков, создание национальных государств. Все это стало мощным фактором развития экономики, в том числе и с использованием внешней экспансии, политического, экономического и духовного порабощения других народов, объективной основой для возникновения национализма угнетенных народов. Национализм наций угнетенных сыграл значительную роль в антиколониальную освободительном движении.
Национальная идея играет немаловажную роль в объединении страны, ликвидации прежней раздробленности и обособленности. Под идеей национализма, национального возрождения и самоопределения сплачиваются не только представители коренной нации, а все Этносоциальные общности людей общества. Эта идея особенно актуальна в Украине, когда национальные концепции ждут своего правильного решения на основе демократии, равенства, уважения прав и достоинства всех национальностей. В условиях совместного сотрудничества различных национальностей в пределах государственно-сформированного общества гармонизация межнациональных отношений становится чрезвычайно важной и достигается не путем распоряжений и повелений, а созданием благоприятных (прежде всего, политических) условий. Хотя это сложная, но полностью реальная цель. Основу любой последовательно демократической этнонациональной политики составляют принципы: равноправия и самоопределения народов, суверенитета, территориальной целостности, права народов на мир, безопасность и развитие, на доступ к достижениям мировой цивилизации и их использование рационально. Достижение национального согласия в обществе, реализация идеи национально-культурного возрождения народов Украины и национальной государственности возможны лишь на основе принципов равноправия и самоопределения народов разных национальностей, суверенитета, демократизации и гуманизма. Национальное согласие - наличие между различными этносоциальной общности людей дружественных отношений единства по основным вопросам общей жизнедеятельности, единомыслии, общности взглядов на их реализацию. Национальное согласие - это отражение полной гаммы национальных чувств, порожденных историческими, экономическими, политическими, этнопсихологическими, культурными, бытовыми и другими факторами.
Конверсия, то есть изменение национального сознания, связанная с утверждением у людей национального и человеческого достоинства, твердости, стойкости и силы воли, чувство самобытности и неповторимости украинства, чувство общеукраинской общности. Это дает возможность интегрировать всех этнических украинском и тех украинском, которые за пределами, но идеологически и духовно тяготеют к Украине, в единый украинский народ, и превратив его в мощную созидательную силу. Это позволит объединить народ вокруг свободы и величия нации. На основе конверсии сознания многонациональный состав населения Украины превратится из фактора слабости в фактор силы. Ведь общество воспитывает у людей стремление к широкому сотрудничеству с другими народами, чувство общности их интересов гармонично сочетается с чувством национального достоинства, привязанности к ее языку, культуре и др.