Исторические формы общности людей

obschnosti-lyudeiВ истории происхождения народа (етногенезиса) является распространенные социальные общности: род, племя, народность, нация, класс и др. Устойчивая совокупность людей сложилась исторически на определенной территории и имеющая общие черты (в том числе расовые), стабильные особенности культуры (включая язык) и психологический склад, а также сознание своего единства и отличие от других образований (самосознание). Признаками, определяющими системные свойства этноса, являются: язык, искусство, обычаи, обряды, нормы поведения, привычки и др. В совокупности они образуют определенную этническую культуру. Формирование этноса обычно происходит на основе единства территории и экономической жизни, но в процессе дальнейшего развития во этносов теряют общность территории (например, украинский, россияне, белорусы, евреи, испанцы и другие живут во многих странах мира). Традиционному обществу, в основе которого лежит натуральное хозяйство, в жизнедеятельности этносов, соответствует главным такая форма существования этноса, как народность. Однако с переходом общества к преимущественно индустриально производства и рыночной экономики, объективно требовало перехода к периодическим рыночных (ярмарочных и др.) обменов продуктами производства, к постоянному рыночного обмена материальными и духовными ценностями, то есть к созданию внутреннего, а затем мирового рынка, идет формирование народов. Такому процессу предшествовало не просто совершенствование производства, но и значительное усовершенствование речевой культуры, психологического склада людей, утверждению в образе жизни новых, цивилизованных способов и средств жизнедеятельности. Но, что особенно важно, если процесс консолидации этносов имеет прогрессивный характер и быстро меняет роды, племена, народности в пределах этноса, то этнос устойчивее и консервативнее, хотя ивидчувае влияние соседних этносов или этнических меньшинств. Результатом такого взаимовлияния может оказаться или исчезновение отдельных этносов, или взаимообогащения этносов на пути к образованию новых исторических общностей людей - народов, а фактически в исторической перспективе к консолидации новых этносов. Такой процесс развивается на современном этапе многих этносах, потому изолированных однородных этнических образований практически не существует. Процесс взаимодействия взаимовлияния разных этносов характерен для США, где, по сути, общество состоит из разных этносов - составляет конгломерат - американский многонациональный народ. Следовательно, с развитием общества развивается и этнос, возникают различные его исторические формы, сменяют друг друга. Род, племя, народность, нация, народ не только иерархические ступени последовательного восхождения этноса на вершину расцвета, но и своеобразные ступени социальной, культурной, экономической и политической зрелости народа.
Род - общность людей, связанных узами кровного родства, основной производственный центр первисносуспильного строя. Роды объединялись в фратрии (братства), а союз фратрий составлял уже племя. Устройство рода и родовых общин базировался на общественной собственности на средства производства, на коллективном труде. Возглавлял род выборный старейшина. Все дела решались советом рода, т.е. собранием всех взрослых мужчин и женщин. Распад первисносуспильного строя, возникновение нового способа производства, основанного на родовостановому разделении общества, кладет конец родовому строю.
Племя - форма общности людей, свойственная первисносуспильному строя. В основе понятия племя лежат родовые отношения, определявшие разрозненность племен на территориях, отличались языком, культурой, обычаями, обрядами и др. Племя объединяло два или несколько родов и мало свой язык, территорию, обычаи, обряды и т.п. Только принадлежность индивида к племени превращала его в совладельца общей собственности, обеспечивала ему определенную долю произведенного продукта, право участия в общественной жизни. С развитием производственных и социальных отношений происходит укрупнение племен, образуются союзы племен. Кровноридни связи постепенно перестают быть основой этнических общностей, все сильнее становятся связи социальные. Вытеснение родовых отношений товарными и приводило к распаду племен и к объединению их в народности.
Народность - форма языковой, территориальной, экономической и культурной общности людей, которая состоит из возникновением частнособственнических отношений и характерная для рабовладение и феодализм предшествует с распадом феодализма образованию наций. Народность не просто объединение племен, а качественно новая общественная организация людей, которая базируется на территориальных и экономических связях людей, При наличии частной собственности и непримиримых антагонистических социальных общностей - классов (имущих и неимущих. им свойственны единственный язык, культура, территория, экономические связи и сознание этнической принадлежности. Народности (а известны и другие донационального общности) существуют и ныне не только в развивающихся странах, но и в некоторых развитых индустриально государствах (в Великобритании живут уэльсцы, норманци, галлы, во Франции - бретанци и корсиканцы), в Российской федерации в Сибири и на Севере, на Дальнем Востоке - эвенки, юкагиры, ивхы и др. Различные народности проживают и в Украину. Крупнейшие численно народности могут консолидироваться в нации.
Что такое нация? Зарождение и развитие капиталистических отношений привело к формированию нации. Нация - неизбежный продукт и неминучаформа существования этноса в эпоху капиталистического развития. Нации Создаются путем объединения различных народностей на базе преодоление феодальной раздробленности, формирования капиталистического производства, требующего глубокого разделения труда, широких и прочных экономических связей, широкого и единого рынка и др. Объединение в ХVII в. в единое национальное целое разрозненных при феодализме земель в России связано с усилением обмена между регионами, постепенно растет товарное обращение, концентрация небольших городов, рынков в единый всероссийский. Учитывая то, что обладателями процесса объединения местных рынков в один всероссийский рынок выступали богатые предприниматели, купцы, то создание национальных связей стало не чем иным, как созданием связей капиталистических. Это стало началом формирования русской нации.
Этапы формирования и развития украинского народа, нации охватывают периоды: XII - XIII вв. - Период феодальной раздробленности, характеризовавшийся тенденцией отделения определенных территорий и объединение земель вследствие углубления общественного разделения труда и рост экономических связей между ними; в XIV - середине XVI в. - Преодоление феодальной раздробленности в экономической сфере, но основная часть юго-западных русских земель попала под владупольських и литовских феодалов. Углубляются экономические связи, растет торговля, обмен товарами. Это способствует консолидации украинской народности. Во второй половине XVI - середине XVII в. продолжается дальнейшее развитие внутреннего рынка, усиление роли городов, торговли и т.д. Создаются основы экономические, социальные, этнические для завершения формирования украинской народности. Далее идет постепенное превращение украинской народности в нацию (вторая половина ХVl века - первая половина XIX века) Этот период характеризуется значительными сдвигами в развитии производительных сил в земледелии, ремеслах, торговле. Возникли новые города. Осваивались территории Приднепровья, Слобожанщины, Запорожье. В XVIII в. произошло новое воссоединение большинства украинских земель - в пределах абсолютистской Российского государства, осуществился выход к Черному и Азовскому морям. Расширяются капиталистические отношения, возрастает единый рынок, разворачивается процесс формирования украинской нации. Центром формирования украинской нации становится Приднепровье, Киевщина, Переяславщина, Полтавщина и Чернигово-Северщина. Именно здесь образовалось этническое ядро, к которому тяготело население других земель. В процессе формирования Украинского народа приходилось отстаивать этническую самобытность в борьбе с литовско-польской католической экспансией, агрессией Турции и Крыма, росла единство и национальное самосознание украинского народа.
Естественно, нации - продукт капиталистических отношений. Ведь зарождение и развитие капиталистических отношений в разных странах мира отмечается большой неравномерностью, и процесс формирования наций тоже происходит неравномерно. Если в Европе процесс складывания наций в основном завершается еще в XIX веке, тогда, когда в основном завершился период формирования капиталистических отношений, то во многих колониальных или освобожденных из-под колониальной зависимости странах Азии, Африки и Латинской Америки процесс формирования наций серьезно задержался и происходит и в современных условиях, в ходе национально-освободительного движения молодых независимых государств. Стоит отметить, что в исследовании путей и методов решения национального вопроса очень часто ограничивалось анализом экономического и социального развития наций и народностей и слишком мало обращалось на те аспекты национальных отношений, самое непосредственное связаны с восприятием людьми объективной реальности, с положением и противоречиями в национальном самосознании. Иначе, если форма национального развития находила определенное освещение, то содержание интерпретировался слишком своеобразно - в основном давались количественные характеристики общеобразовательной, культурной и профессиональной подготовки. Ни в теории, ни на практике не своевременно замечен и оценен развитие и рост национального самосознания. Хотя процесс и продолжался в условиях интернационализации общественной жизни, нельзя забывать, что и такой вид общественного сознания может неадекватно отражать объективную реальность. При определенных условиях именно в сфере сознания и поведении возникает возможность появления национализма, который составляет, по сути, деформацию политического и духовного компонента национальных отношений, ибо порождает одно из проявлений эгоизма - стремление обеспечить привилегии своему народу за счет других. Конечно, социология наций раскрывает специфику проявления национального в любом гражданском обществе и степень возрастания его влияния в жизни каждой многонационального государства. Сейчас, практически, в мире не осталось однонациональных государств, этнические процессы стали характерными для всех без исключения обществ. Это проявляется в Канаде (особая позиция французских жителей провинции Квебек), и в Чехии, Словакии, и в Югославии, и в Ираке, и многих многоплеменный государствах Африки. Обострились этнические противоречия в странах, издавна пор считались единственными национально, но существовали здесь и этнические группы. Этнические противоречия есть в Бельгии, Испании, Индии, Китае и др. Национальные противоречия стали основой событий в Казахстане, странах Средней Азии, Прибалтики, в Закавказье и др.
Конечно, нация - социально-историческое явление - возникает в период ликвидации феодальной раздробленности и развития капиталистических отношений, когда укрепляются экономические связи между отдельными регионами, состоит общенациональным рынок. Важную роль в консолидации наций играет государство, хотя наличие государства не обязательный признак нации. Нация - историческая форма общности людей, которая приходит на смену народности. Нации присуща прежде всего общность условий жизни есть экономических, общность территории, общность языка, определенных черт психологии (сознание, интересы, национальный менталитет и др.), национальный склад характера, что проявляется в особенностях своеобразия культуры и быта. Принадлежность к одной нации объединяет людей. Но национальная общность не устраняет социальных различий внутри нации. Учитывая то, что силой, которая способствовала возникновению нации, тогда выступает буржуазия, это кладет отпечаток на их социально-политический и духовный состав. С развитием наций, внутри их все обостряются социальные противоречия, проявляется противоположность социальных общностей, даже в каждой нации буржуазного общества есть две нации - нация обладателей богачей, угнетателей, эксплуататорских классов и нация тружеников: рабочих, средних и низших социальных слоев, то есть нация угнетенных, а это способствует формированию в каждой национальной культуре - двух национальных культур. Стремясь заглушить противоречия, буржуазия разжигает вражду между нациями. Обостряет национальные антагонизмы, проповедует идеологию национализма и национального эгоизма.
В принципе место человека, возможности ее развития и др. определяются не классовой или национальной принадлежностью, а личными качествами, способностями, трудом. И все же сохранение национального деления общества не может не отразиться на конкретных индивидах и социальных слоях, на формировании их сознания и психологии. Зависимость между национальной принадлежностью и общественным положением человека проявляется, во-первых, в ценностях, ориентациях людей, которые могут быть деформированы по разным причинам, и, во-вторых, в конкретных способах решения социальных проблем, когда они приобретают национальную окраску, что может иметь и положительный, и отрицательный эффект. Просчеты в национальной политике показывают, если интересы представителей одной нации и национальности преувеличиваются, то, как правило, ущемляться интересы других национальностей. Преимущества той или иной нации, нередко невидимо реализовались, четко фиксировались в общественном сознании. Это часто вело к противопоставлению интересов одной нации другой, очень поражало национальные чувства и нередко вело к обострению национальных отношений.
В начале 90-х годов в социологии и политологии формируется теория политической нации. ее основоположники, спекулируя на объективном факте - многонациональности большинстве стран мира, считают, что в таких странах основная нация должна консолидировать все другие национальные меньшинства, распространить на них свои традиции, обычаи, культуру, и прежде всего язык. Конечно, развитие экономических и культурных связей и отношений обусловливает, во-первых, стремление общности людей к внутренней консолидации, во-вторых, активное взаимодействие одной общности людей с другими национальными общностями, в-третьих, общность людей социальное и этническое, т.е. общественное племенное образование преодолевает замкнутость, вступает в активные отношения с другими социально этническими общностями людей. Нации свойственны те признаки, которые обеспечивают и исторически обусловливают целостность народа, его экономические, культурные интересы, его коммуникативность, т.е. его интересы, внутренняя связь. Многонациональная общность в рамках единого государства безусловно нуждается в осуществлении государством взвешенной национальной политики, направленной на смягчение межнациональных противоречий, утверждение дружбы и сотрудничества наций.
Народ - социальная общность, включающая на различных этапах истории те слои и классы, которые по своим объективным положением способны участвовать в решении задач прогрессивного развития общества. На всех ступенях общественного развития основа народа - трудовые массы, главная производительная сила общества, а также те социальные общности и слои населения с очень разными и даже противоречивыми, противоположными интересами, которые по своим объективным положением способны совместно с ними участвовать в реализации прогрессивных социальных проблем. Правда, в истории общества есть случаи, когда народ, включая реакционные силы и социальные слои, повиновался власти реакционных сил, шел за ними и служил реализации враждебной ему цели (Вандея, фашизм). Продолжался террор, репрессии, массовые преследования непокорных, общество деградировало. В современных условиях на правительства и правящие силы во всех странах мира возлагается большая ответственность за судьбу человечества, за предотвращение ядерной катастрофы. Народ - население государства, страны, историческая общность людей, меняется и включает ту часть, те социальные слои, социальные классы населения, которые по своим объективным положением способны совместно решать проблемы жизни и деятельности, удовлетворения интересов и потребностей.
Определенные социальные общности являются общественные, социальные классы. Классами называются большие общности людей, отличающихся месту в исторически определенной системе общественного производства, их отношением большей частью закрепленному, оформленном в законах средств производства, их ролью в общественной организации, и, следовательно, способом получения и размерам той или иной доли общественного богатства, которой они обладают. Однако при определении понятия классы следует учитывать не только экономические признаки, которые являются основными, но и принимать во внимание и идеологопсихологичны. Существенную роль в формировании классов играет субъективный фактор, осознание классом коренных интересов и создание им своих объединений политических партий. Развитие класса должна подняться до уровня его самосознания, то есть класс должен осознать самое себя как класс - силу, которая противостоит другим социальных общностей, слоям, сословиям и др.
Социальный слой, состояние - определение в социально неоднородном обществе отдельных промежуточных социальных общностей, сословий, групп и др.
В социологии используются категории: этническое меньшинство, национальные меньшинство, этнические русские, этнические белорусы, этнические греки, этнические молдаване и др. диаспора, национальность и др. Этническое меньшинство - это социальная общность населения, которая составляет иной этнос, но проживает на территории, которую занимает основной этнос, народ. Этнические русские, этнические белорусы, этнические украинский и др. люди, относящиеся к коренной нации по происхождению. Этнические казахи в Украину, этнические украинский в США, Канаде, Аргентине и др. Диаспора - представители коренной нации, проживающих за пределами территории коренной нации и живут значительными группами на территориях других наций в других странах. Диаспора, по сути, национальное меньшинство на территории другой нации, других странах. Национальность - это принадлежность индивида к какой нации, народности. Следует помнить, что этнос и нация - понятие и по сути, и по содержанию не идентичны, не тождественны, и их применение имеет определенное существенное определение и содержание.