Главное меню

Основы социологии

Социология как наука
----------------------------------------
Социологический анализ общества
----------------------------------------
Социальная структура общества и социальная стратификация
----------------------------------------
Социология конфликта
----------------------------------------
Этносоциология
----------------------------------------
Национализм и национальная гордость
----------------------------------------
Национальное сознание. Национальный характер.
----------------------------------------
Социология религии
Семья в социальной структуре общества - 3 стр. продожение
Индекс материала
Семья в социальной структуре общества
2 стр. продолжение
3 стр. продожение
4 стр. продолжение
Все страницы


tipu-semeiИсторические типы и формы семейных отношений:
1. Семьи, в зависимости от представленности в них различных поколений, бывают нуклеарными (наличие в семье только двух поколений: родители и дети) и расширенными (супружеская пара, дети, родители супругов, другие родственники). Процессы   урбанизации     в современном мире привели к преобладанию нуклеарной семьи.,
2. По типу лидерства и распределения семейных обязанностей выделяются 3 типа семьи:
1) традиционная, или патриархальная семья. Под одной крышей живут как минимум три поколения, роль лидера отводится старшему мужчине. Для традиционной семьи характерны: экономическая зависимость женщины от супруга; признание безусловного авторитета мужчины в вопросах семейного главенства; закрепление женских и мужских обязанностей: муж - кормилец, жена - хозяйка;
2) неотрадиционная семья. В ней сохраняются установки на мужское лидерство и разграничение обязанностей, но, в отличие от семей первого типа, без достаточных объективных оснований. Такой тип семьи называют эксплуататорским, поскольку наряду с правом зарабатывать деньги, женщина получает "исключительное право" на домашний труд;
3) эгалитарная семья (семья равных). Для семьи такого типа характерны справедливое разделение домашних обязанностей, совместное принятие важных для семьи решений (в западноевропейских странах частыми являются случаи^ когда мужчина берет отпуск по уходу за ребенком).
3. По критерию значимости власти:
1) патриархальные - верхнее положение во властной структуре занимает отец;
2) матриархальные - верхнее положение занимает мать;
4. По социальному положению супругов до вступления в брак:
1) гомогенные - супруги из близких или одинаковых социальных слоев;
2) гетерогенные - супруги из разных социальных слоев. 5. По принципу наследования:
1) патрилинеальные. Наследственные права передаются по отцовской линии;
2) матрилинеальные. Наследственные права передаются по материнской линии. 6. По количеству детей:
1) многодетные;
2) малодетные;
3) бездетные.
Тенденции изменения и развития семьи в современном обществе. Сёмья - достаточно изменчивый социальный институт. Изменения семейных отношений на протяжении длительного времени очень заметны. Существует различная классификация этих изменений. Например, российский социолог А.Г. Эфендиев использует следующую классификацию.
Во-первых, семья движется по направлению от традиционной к современной. При традиционализме прежде всего бросается а глаза родственно-семейный принцип организации общественной жизни, перевес ценностей родства над максимизацией выгод индивида и над экономической эффективностью. Модернизм, напротив, отделяет родство от социально-экономической и политической жизни, подменяет интересы родства экономическим целям индивида.
Во-вторых, аграрное общество имеет своей основной экономической единицей семейное домохозяйство, как правило, все взрослые работают дома и не за плату, а на себя. Модернистская модель связана с разделением дома и работы, появляется наемный труд на крупных предприятиях с индивидуальной оплатой труда независимо от статуса в семейно-родственных сетях. Важно подчеркнуть, что семейное производство не исчезает вообще (хотя такая тенденция наблюдается), а перестает быть ведущим, главным элементом экономики, причем в урбанизированных регионах распространяется потребительский тип семьи, где общесемейная деятельность, помимо генетических" и физиологических процессов, дополняется потреблением услуг внесемейных учреждений за счет зарплаты, добываемой членами семьи за порогом дома. Однако в силу социокультурного разделения семейных обязанностей, женщины, участвующие в наемном внесемейном труде, продолжают вести домашнее хозяйство. В феминистских теориях подобная двойная занятость женщины интерпретируется как итог господства мужчин, поэтому часто желательное равноправное распределение семейных функций между мужем и женой объявляется идеалом демократизации семьи, и в угоду этому идеалу даже сочиняются оптимальные модели семейного равенства. Однако методология исследования, разработанная для общесоциального уровня, как абсолютная схема, переносится на уровень первичной группы, что приводит к излишней политизации семейной проблематики, поскольку сама установка ученых на демократизацию семьи не согласуется с законами функционирования малых фупп.
В-третьих, незначительная психологическая разделенность между семейным домохозяйством и сельской общиной, этническими и другими социальными общностями при традиционализме контрастируют с резким размежеванием дома, и внесемейного мира, семейной близости и стандартности, обезличенности отношений слоев и каст, напряженной конкурёнтности и опасности внешнего окружения в условиях модернизма.
В-четвертых, социальная и геофафическая мобильность при традиционализме (как правило, сыновья наследуют социальный статус и профессиональную специализацию отца) отличается от высокой мобильности, присущей а условиях модернизма, тем, что проявляет индивидуальную активность.
В-пятых, система ценностей фамилизма, в иерархии которой на первых местах такие блага, как долг, следование обычаям, авторитетам, судьбе, ценность семейной ответственности, детей как вкладов в будущую благополучную старость родителей. Доминирование родительского авторитета и мужского влияния по мере модернизации становятся менее престижными; уступая место ценностям индивидуализма, независимости, прав личности, свободы выбора, ценности личных достижении, самоактуализации и т.п., что вызывается сменой основного типа семьи — расширенную семью меняет нуклеарная семья.
В-шестых, переход от централизованной, расширенной семейнородственной системы, состоящей из трех поколений с доминированием старших, к децентрализованным нуклеарным семьям, в которых брачные узы, супружество становятся выше родовыхродительских, причем в самом супружестье интересы пары подчинены интересам индивида, что относится также к родительским и родственным связям (депривация личности от семьи, изоляционизм).
В-седьмых, от развода по инициативе мужа в связи с бездетностью к разводу, вызванному межличностной несовместимостью супругов.
В-врсьмых, от "закрытой" к "открытой" системе выбора супруга на основе межличностной избирательности молодыми людьми друг друга независимо от предписаний родства и траднций обмена приданым и выкупом невесты (хотя и при сохранении имущественных интересов и системы наследования, закрепленных брачным контрактом)
В-девятых, переход от традииионной культуры с жестким табу на применение контрацепции (для компенсации высокой смертности) к индивидуальному вмешательству в репродуктивный цикл, т.е. к предупреждению и прерыванию беременности.
В-десятых, исходя из предыдущих признаков, переход от эры стабильной многодетности семьи на протяжении всей человеческой истории к эре непрерывного исчезновения многодетности семьи с исторической сцены. Реапьные изменения семейных структур в XX веке на всех континентах позволяют говорить о переходе к эпохе постоянного уменьшения детности семьи (вплоть до массовой однодетности и, возможно, бездетности, поскольку нет никаких биологических защитных механизмов, останавливающих это падение на какомто безопасном для общества уровне).