Методы социологии

metodu-sociologiiМетод вообще определяется в научной литературе как систематизированный способ достижения теоретического и практического результата, решение проблемы или получения новой информации.
В социологии используют, во-первых, обще научные методы (анализ, синтез), во-вторых, собственно методы социологического исследования.
Методы социологического исследования делятся на методы сбора информации (метод анализа документов, метод наблюдения, метод опроса, метод эксперимента) и методы анализа материала (использование статистических группировок, шкалирование, выявление количественных зависимостей).
Метод анализа документов.
Документом в социологии называют созданный человеком предмет, предназначенный для фиксации, передачи и хранении информации. В зависимости от автора документы делятся на официальные (созданные юридическим или должностным лицом) и документы частного похождения.За содержанию документы разделяются на правовые, экономические, технические. Существует два вида анализа документов - традиционный и контент-анализ.
Метод наблюдения.
Характерными чертами научного наблюдения, в отличие от обыденного, является систематичность, планомерность. Главной особенностью метода наблюдения является то, что происходит непосредственная связь с объектом, также одной из особенностей метода является невозможность повторного наблюдения.
Метод опроса.
Данный метод занимает 90% всех методов сбора информации.
Опрос - метод сбора социальной информации об объекте в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) социально-психологического общения социолога (интервьюера) и того, кого опрашивают (респондента) путем регистрации ответов респондента.Методы опроса делятся на интервью и анкетный опрос.
Интервью - это беседа, проводимая по определенному плану и предусматривает прямой контакт интервьюера с респондентом.
Особенностью анкетного опроса является использование анкеты, заполняемой респондентом (сам читает анкету и фиксирует ответы). Анкетный опрос может быть очным, при котором интервьюер раздает анкеты и присутствовал при их заполнении и заочным который в свою очередь может быть почтовым (анкеты рассылаются по почте и через некоторое время возвращаются исследователям), прессовым (анкета публикуется на страницах газет или журналов) и телефонным (опрос происходит по телефону). Особым видам опроса является экспертный опрос, т.е. опрос в ходе которого респондентом является эксперт (специалист в определенной области деятельности)
Метод эксперимента.
Социальный эксперимент - способ получения информации о социальном объекте в результате воздействия на него некоторых факторов. Эксперимент предусматривает непосредственное вмешательство исследователя в реальный ход действий.
Выделяют следующие виды эксперимента: экономический, правовой, педагогический, социально - психологический.