Главное меню

Основы социологии

Социология как наука
----------------------------------------
Социологический анализ общества
----------------------------------------
Социальная структура общества и социальная стратификация
----------------------------------------
Социология конфликта
----------------------------------------
Этносоциология
----------------------------------------
Национализм и национальная гордость
----------------------------------------
Национальное сознание. Национальный характер.
----------------------------------------
Социология религии
Личность как субъект общественных отношений - 3 стр. продолжение
Индекс материала
Личность как субъект общественных отношений
2 стр. продолжение
3 стр. продолжение
Все страницы


socializacia-2Европейские общества до XVIII века практиковали строгую дисциплину в любом возрасте. Считалось, что детское своеволие - основа всех пороков.
После XVIII века Европа превращается в третий тип, так как появляются понятия человеческого достоинства, права молодого человека на самостоятельный вы-бор жизненного пути и пр.
Модель воспитания обусловлена социокультурными процессами (в тоталитарном обществе нельзя создать либеральную модель социализации). Конкретные исполнители, как правило, не могут изменить эту модель по собственному произволу.
Процесс социализации тесно связан с этапами морального развития личности.
1. В раннем детстве ребенок руководствуется эгоистическими мотивами. Он слушается, чтобы избежать наказания или в обмен на конкретные блага и поощрения.
2. На следующем этапе дети ориентируются на модель "хорошего ребенка" и стремятся заслужить доверие тех, кого они любят. Постепенно создается установка: "хорошо то, что соответствует правилам". На этом этапе формируется нравственное сознание. Люди осознают правила поведения в обществе, их необходимость. Человек начинает совершать поступки, самостоятельно ориентируясь на уже принятые, усвоенные ценности.
3. Но собственно свобода поведения и саморегуляция приходят (а часто и не приходят) много позже, когда человек осознает условность нравственных правил (релятивизм) и стремится найти более высокие принципы, которым и подчиняет - по своей воле - свое поведение.
Межличностные отношения и конфликты в межличностных отношениях. Межличностные отношения возникают посредством явлений взаимодействия. Социальное взаимодействие - взаимное влияние явлений и процессов, лиц или общностей, осуществляемое посредством социальной деятельности. Два основных уровня взаимодействий: межличностное взаимодействие и межролевое взаимодействие - это взаимодействие, при котором социальная связь людей определяет-ся их общими интересами, дружбой, привязанностью, т.е. отношения строятся на личностном уровне. Межролевое взаимодействие - это взаимодействие, которое строится исходя из социальных статусов людей, осуществляющих социальное взаимодействие, их социальных ролей. Через определенное время межролевое взаимодействие может перейти на уровень межличностного в том случае, если у людей появляются общие интересы, не связанные со статусной структурой.
Межличностный конфликт - конфликт между отдельными личностями. Особой специфики межличностного конфликта в отличии от конфликта социального не существует. Поэтому можно говорить о типичности межличностного конфликта, как конфликта социального. См. подробнее о структурировании и разрешении конфликта в разделе "Социальный конфликт"