Главное меню

Основы социологии

Социология как наука
----------------------------------------
Социологический анализ общества
----------------------------------------
Социальная структура общества и социальная стратификация
----------------------------------------
Социология конфликта
----------------------------------------
Этносоциология
----------------------------------------
Национализм и национальная гордость
----------------------------------------
Национальное сознание. Национальный характер.
----------------------------------------
Социология религии
Личность как субъект общественных отношений - 2 стр. продолжение
Индекс материала
Личность как субъект общественных отношений
2 стр. продолжение
3 стр. продолжение
Все страницы


socializaciaПребывание в социальной среде и социализация играют решающую роль в превращении биологического существа в общественное. Этот процесс означает и превращение человека в индивида и в личность.
Процесс социализации проходит стадии, которые совпадают с основными жизненными циклами. Это детство, юность, зрелость, старость.
Этапы социализации. Детство и юность - начальная социализация, зрелость и старость - продолженная социализация. Самый важный - первый этап, детство, когда закладывается фундамент социализации и на 70% формируется личность. По-этому дети, изолированные от общества, погибают (как социальные существа), а взрослые - нет.
Процесс социализации проходит не без посторонней помощи. Ему помогают люди и учреждения. Конкретных людей, ответственных за социализацию, называют агентами социализации. Учреждения, влияющие на социализацию и направляющие ее, - институтами социализации. Когда говорят о семье обобщенно, называют ее "институтом" социализации. А когда подразумевают конкретных членов семьи, то употребляют понятие "агенты".
Выделяют первичную и вторичную социализацию.
Существует два варианта интерпретации первичной и вторичной социализации.
Первый вариант интерпретации следующий. Существуют агенты первичной социализации - родители, братья, сестры, родственники, друзья семьи, учителя, лидеры в молодежных группах и пр., т.е. те, кто непосредственно влияет на чело-века. На этапе вторичной социализации на личность в значительной степени начинают влиять институты социализации - администрация города, района, школы, университеты, армия.
Второй вариант интерпретации следующий. Первичная социализация - это социализация "набело". Подобная социализация проходит преимущественно в детском возрасте, в том случае, когда в процессе социализации образцы поведения, ценности являются абсолютно новыми, т.е. как бы "ложатся" на чистый лист бу-маги. Вторичная социализация то же, что ресоциализация - переструктурирование образцов поведения, ценностей, восприятия определенных процессов. Вторичная социализация начинается по времени позднее, чем первичная, и проходит, как правило, во взрослом возрасте. Однако жестко привязывать два вида социализации к возрасту - т.е. говорить о том, что первичная социализация проходит в детском возрасте, а вторичная во взрослом неправильно, так как у детей и подростков определенные ценности могут меняться и, наоборот, взрослый человек может по-лучить какой-то новый опыт в уже зрелом возрасте.
Социализация и воспитание личности. Процесс социализации зависит от социальной организации общества, от ценностей, которым общество привержено. Например, в обществах с типом хозяйства, ориентированном на охоту и рыболовство, воспитание детей направлено на то, чтобы сделать их независимыми и самостоятельными. А земледельческие и животноводческие типы делают акцент на ответственность и послушание. И это оправдано - ведь успех охоты и рыболовства больше зависит от проявления индивидуальной инициативы, от умения действовать по ситуации, от самостоятельности. А в земледелии важны терпение и ответственность.
По признаку воспитания ребенка выделяют 4 типа общества:
1) слабая дисциплина и в раннем и в позднем детстве;
2) строгая дисциплина и в раннем и в позднем детстве;
3) в раннем детстве дисциплина строгая, в позднем - слабая;
4) в раннем детстве дисциплина слабая, в позднем - строгая.
Например, японцы относятся к четвертому типу общества - маленьким детям они предоставляют максимум свободы и практически не наказывают их. Строгость появляется позже, по мере взросления. Детей постарше японцы воспитывают в духе строгой, требующей послушания конфуцианской морали.