Главное меню

Основы социологии

Социология как наука
----------------------------------------
Социологический анализ общества
----------------------------------------
Социальная структура общества и социальная стратификация
----------------------------------------
Социология конфликта
----------------------------------------
Этносоциология
----------------------------------------
Национализм и национальная гордость
----------------------------------------
Национальное сознание. Национальный характер.
----------------------------------------
Социология религии
Личность как субъект общественных отношений
Индекс материала
Личность как субъект общественных отношений
2 стр. продолжение
3 стр. продолжение
Все страницы

lichnostЛичность как субъект общественных отношений
Понятие личности. Личность - одно из центральных понятий в социологии. На изучение личности в социологии заметно влияют философские концепции и психологические теории. Философия больше оперирует ёмким понятием "чело-век", которое включает и биологическую, и разумную, и культурную природу. Философы говорят о человеке "вообще", о его смысле жизни, о роли во Вселенной и пр. Когда философы говорят "личность", то чаще всего имеют в виду "человек".
Психология обращает внимание на индивидуальные различия людей - на темперамент, характер, особенности поведения. Под личностью психологи понимают индивидуальность.
В социологии личность - целостность социальных свойств человека. Личность является продуктом общественного развития и включения индивида в систему общественных отношений.
Личность как субъект общественных отношений характеризуется определенной степенью независимости от общества, способностью противопоставить себя ему. Личная независимость сопряжена с умением контролировать свое поведение, что невозможно без самосознания, самооценки.
При рассмотрении личности как объекта общественных отношений акцент де-лается на влияние общества на точность, на ее зависимость от социальных и культурных ожиданий, социальных установок среды, где формируется личность.
Социализация личности. Социализация - процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей. Благодаря социализации, человек становится дееспособным членом общества.
Многие существа рождаются совершено готовыми к самостоятельной жизни, т.е. рождаются взрослыми (например, насекомые). Другим существам нужен некоторый период, чтобы адаптироваться в мире. Этот период называют детством. Он бывает разной длины: у птиц - 1 сезон, у тигров, обезьян и слонов - несколько лет.
Но ни у кого, кроме человека, нет социализации - периода, когда человек обучается жить в обществе, в мире общественных отношений (а не только в своей экологической нише, как животные). Ни одно социальное свойство не является врожденным. Чувство совести, ответственность, честь и пр. генетически не передаются.
Социализация - это не только обучение в школе, институте. Такое обучение -лишь формальное приобретение знаний. Школа не может научить человека быть хорошим мужем, деловым партнером, внимательным родителем, сыном и т.д. Этому приходится обучаться всю жизнь в реальных, а не лабораторных условиях. Каждая социальная роль включает в себя множество правил, культурных норм, стереотипов поведения, которые надо осваивать. Взрослея, человек приобретает новые роли (например, отца, начальника) и должен их осваивать. Поэтому социализация идет всю жизнь.
Понятно, что научиться жизни в обществе можно, только живя в обществе. Известно несколько реальных случаев, когда человеческие детеныши были изолированы от общества и их воспитывали звери. «Маугли» вели себя как животные - передвигались на четырех конечностях, испытывали сильный страх перед огнем, не смеялись. Когда их вернули в общество людей, они обрели лишь самые элементарные навыки, но не научились абстрактно мыслить, дружить, улыбаться. Они овладевали речью, состоящей не более чем из 30 слов, и в человеческом обществе жили не более 10 лет.