Главное меню

Основы социологии

Социология как наука
----------------------------------------
Социологический анализ общества
----------------------------------------
Социальная структура общества и социальная стратификация
----------------------------------------
Социология конфликта
----------------------------------------
Этносоциология
----------------------------------------
Национализм и национальная гордость
----------------------------------------
Национальное сознание. Национальный характер.
----------------------------------------
Социология религии
Политическое реформирование России
Индекс материала
Политическое реформирование России
2 стр. продолжение
Все страницы

reformirovanie-roissiРеформа - политическое преобразование, изменение, не затрагивающее основ действующего строя;
транзит (транзитные изменения) - переходные преобразования политической системы, которые происходят при переходе от одной политической системы к другой;
модернизация - преобразование политической системы в современную, т.е. характерную для постиндустриального общества.
Политические изменения принято делить на революционные и реформационные. Главное различие между ними состоит в том, что политические революции меняют саму основу политической системы (характер и способ осуществления власти, тип политического господства, место и роль главных политических факторов).
Реформы, как правило, затрагивают лишь отдельные стороны политической жизни. Реформирование политической системы происходит постепенно и занимает длительный период времени.
Основные этапы и направления реформирования. Первый этап политического реформирования в России начался в апреле 1985 г. с провозглашения перестройки.
На этом этапе была провозглашена цель — демократизация политической системы и всей общественной жизни.
Провозглашение политического плюрализма повлекло оживление в обществе: начинается процесс формирования политических партий. К началу 90-х годов появляются ДПР (Демократическая партия России), ЛДПР, конституционно-демократическая партия и другие политические партии и движения.
В октябре 1990 г. был принят закон «Об общественных объединениях», который положил начало бурному формированию партий.
Следующий закон о партиях был принят 14 апреля 1995 г. «Об общественных объединениях» и дополнен Госдумой 19.07.98 г. В июле 2001 г. появился федеральный закон «О политических партиях», а в декабре 2004 г. - дополнения к данному закону. Эти законы закрепили принцип политического плюрализма, конкуренции и равенства всех политических сил, участвующих в политическом процессе страны, создав законодательную базу для дальнейшего совершенствования политической демократии.
Второй этап реформирования страны приходится на начало 90-х годов. Для него характерно укрепление института президентства и соответственно изменения всей государственной структуры власти. Это второе направление политических реформ - демократизация системы государственной власти.
Третье направление - реальное осуществление принципа разделения властей, которое особенно отчетливо проявилось в период нахождения у власти президента В.В.Путина. Осуществление этого принципа встречает на пути массу различных бюрократических препятствий, упирается в отсутствие профессиональных кадров, отжившие традиции и т.д.



reformirovanie-roissi-2Четвертое направление политических реформ - изменение всей вертикали исполнительной власти от центра до регионов, ее укрепление и усиление правительства и администрации в субъектах Федерации и на местах, посты губернаторов и мэров, представительства президента в федеральных округах и т.д.
Пятое - наличие политической оппозиции и инакомыслия, отсутствие государственной идеологии и партии власти. Совершенствование избирательного законодательства, конкурентные выборы и свобода СМИ.
Все эти демократические преобразования были закреплены в Конституции 1993 года и федеральных законах.
Реформирование политической системы происходит в условиях затяжного экономического кризиса, который сопровождается падением производства, инфляцией, безработицей.
За период 1992 - 1998 гг. объем промышленного производства сократился вдвое, внешний долг в пересчете на одного жителя страны вырос за годы реформ в четыре раза, убыточные предприятия составляют более 50%.
Поэтому до сих пор не решены такие важные общественные проблемы, как формирование развитого гражданского общества правового государства.
Геополитический фактор реформирования России. С геополитической точки зрения положение России является двойственным. С одной стороны, она, будучи преемницей СССР, по - прежнему остается мощной ядерной державой, играет важную роль в деятельности ООН; кроме того, она занимает огромную территорию одновременно в Европе и Азии, а, следовательно с геополитической точки зрения действительно представляет собой мощную и могущественную силу .Однако, с другой стороны, Россия утратила те позиции, которые она занимала недавно: ее территория стала меньше из-за отсоединения союзных
республик, больше не существует военного блока, в котором Россия занимала место лидера. Наконец, в настоящее время она более «удалена» от Европы. Следовательно, положение России, как великой державы, необходимо поддерживать. Она по прежнему остается важной политической силой и крупным государством, имеющим общие интересы со многими странами. Так, общими для России и США являются интересы поддержания баланса в мире и сохранение его стабильности. Общие интересы связывают Россию также со странами Азии, поскольку она не может не быть заинтересованной в сохранении стабильности в данном регионе.
Безусловно, что с точки зрения географического положения, Россия может претендовать на ведущие позиции в мире. Однако сами по себе человеческие и природные ресурсы России, а также благоприятное географическое ее расположение еще не является гарантией ее могущества. Для этого необходимо предпринять социальные конструктивные целенаправленные действия, направленные на формирование адекватно престижного статуса России в структуре мирового сообщества.