Главное меню

Основы социологии

Социология как наука
----------------------------------------
Социологический анализ общества
----------------------------------------
Социальная структура общества и социальная стратификация
----------------------------------------
Социология конфликта
----------------------------------------
Этносоциология
----------------------------------------
Национализм и национальная гордость
----------------------------------------
Национальное сознание. Национальный характер.
----------------------------------------
Социология религии
Политическая идеология
Индекс материала
Политическая идеология
2 стр. продолжение
3 стр. продолжение
Все страницы

politicheskaya-ideologiaСущность и функции политической идеологии. Политическая идеология как форма политического сознания оказывает огромное воздействие на содержание властных отношений.
Большинство ученых трактует идеологию как определенную доктрину, оправдывающую притязания той или иной группы пиц на власть (или ее использование). В соответствии с целями данной группы людей эта доктрина стремится подчинить общественное мнение собственным идеям.
Политическая идеология выполняет в обществе ряд социальных функций.
1) овладение общественным сознанием;
2) внедрение в это сознание собственных критериев оценки прошлого, настоящего и будущего;
3) определяет и внедряет в сознание предлагаемые этой идеологией цели и задачи политического развития.
Политическая идеология является духовным орудием элиты.
С точки зрения политических функций идеология стремится сплотить, интегрировать общество на основе интересов определенной социальной группы, национальной, региональной и др. Политическая идеология может не опираться на конкретные слои населения, например анархизм, фашизм.
В современном мире существуют различные идеологические течения. Рассмотрим основные.
Либерализм и неолиберализм. Оформляется как самостоятельное течение в 17-18вв.
Свобода личности и уважение основных прав человека основывается на системе частного владения. Экономическими ценностями либерализма являются свободная конкуренция, рынок и предпринимательство. Политические ценности — правовое равенство граждан, правовое государство, парламентская демократия, политический плюрализм, гражданское общество. Либерализм настороженно относится к государству, так как боится его диктатуры.
В 30-е годы XX столетия экономический кризис, инфляция, безработица заставили либералов пересмотреть свое отношение к государству. Так появилось новое течение - неолиберализм, которое признает вмешательство государства в экономику для решения социальных целей и программ. Правительство должно ориентироваться на моральные принципы и ценности, привлекать массы к участию в политическом процессе, к принятию управленческих решений, демократизировать общественную жизнь. Политическая практика данного течения включает осуществление следующих мер: ограничение интересов и привилегий высших слов общества; ограничение произвола промышленно-финансовых монополий; разработка обширных государственных и общественных программ помощи и поддержки наиболее обездоленных слоев общества; расширение политических прав и свобод и т.д.
Консерватизм и неоконсерватизм. Консерватизм оформился в конце XVIII в., как реакция на Великую французскую революцию. Консерватизм выступает за сохранение прежнего политического строя и считает противоестественным сознательное преобразование социальных порядков. Человек не должен думать о переустройстве общественной жизни. Политические требования следует приспосабливать к традиционно установленным (т.е. по сути религиозным) порядкам, обычаям, общественным институтам. Иерархически устроенное общество сверхразумно, а принцип равенства противоречит самой природе человека. Таким образом, цель общества состоит не в придумывании абстрактных лозунгов свобод и притязаний, а в сохранении и защите уже созданных в обществе прав и свобод. Быть консерватором - значит предпочесть проверенное непроверенному.



konservatizmКонсерватизм опирается на философскую концепцию развития, утверждая, что социальное развитие всегда связано с переносом из прошлого в настоящее и будущее всего жизнеспособного и полезного. Это обеспечивает необходимую поступательность и преемственность в историческом развитии общества. Любая общественная система может трансформироваться во многих направлениях, сохраняя при этом необходимую преемственность. Однако чрезвычайно опасно строить новое общество на пустом месте, а тем более на развалинах разрушенного старого.
Это одно из самых влиятельных политических течений современного мира.
Оно базируется на следующих принципах:
1. Сохранение и преемственность древних моральных традиций человечества.
2. Уважение к мудрости предков и их опыту.
3. Подозрительное отношение к преобразованиям, нововведениям, отрицанию старых ценностей или институтов.
5. Признание семьи, религии страны, в которой живешь, высшими ценностями.
Политическая идеология консерватизма не могла чутко реагировать на динамику общественных изменений, развернувшихся в мире в XX веке. Кризисное развитие индустриальных держав в 70-е гг. XX в. привело к появлению нового течения консерватизма - неоконсерватизма, приспособившегося к новым реалиям.
Консерваторы выдвинули лозунг "Семья, религия, добрососедство", а также ценности: стабильность общества, которое основывается на моральной взаимоответственности гражданина и государства и их взаимопомощи, уважении права.
Неоконсерваторами были Р. Рейган, М. Тетчер, Дж. Мейджер, Г. Коль др. "   Политический радикализм. Для политической жизни многих стран и, в частности Российской Федерации, сегодня характерны острота и драматизм происходящих событий, склонность их участников к использованию крайних форм политического воздействия. Как идейно-политическое течение радикализм представляет собой антипод консерватизма.
Политический радикализм — это решительное действие в политике, уверенность в возможности быстрых и простых решений самых сложных проблем и реализация этих решений любыми средствами.
Каковы же причины того, что политические процессы приобретают радикальный характер?
1. Особенности складывающейся политической ситуации, которая обычно носит переходный характер.
2. Вторую причину следует искать в исторических традициях и нормах господствующей политической культуры.
Говоря об особенностях политической ситуации, отметим многообразие политических ориентаций при отсутствии одной, доминирующей. Происходит быстрая смена политических приоритетов, которая сопровождается экстремизмом, склонностью к использованию крайних средств политического воздействия. К ним следует отнести голодовки (например, шахтеров, учителей, медработников и т.д.), забастовки и другие формы силового давления на власть и, соответственно, со стороны власти такие формы, как обращение к уголовным и административным мерам, "чрезвычайные положения" там, где можно было бы использовать политические меры и др.
Следует также добавить, что, например, в российском обществе отсутствуют четкие правила регулирования политических конфликтов.
Характеризуя радикальную политическую культуру, отметим, что в ней доминируют ценности изменения и равенства и практически отвергаются ценности порядка и свободы. Для нормальной политической культуры характерно равномерное распределение этих ценностей между членами общества. Ценностным парам: изменение - порядок, равенство - свобода, как считают ученые, должно отдаваться равное предпочтение. В этом случае они дополняют друг друга, а их взаимодействие обеспечивает жизнеспособность политической системы.
В реальной политике смещение приоритетов в сторону ценностей изменения и равенства оборачивается настойчивым желанием форсировать события, выбором жестких средств политического действия.
Применение жестких политических средств приводит к пренебрежению
личностью. Стремление к форсированию событий рано или поздно приводит к
разрыву средств и целей политического действия. Цели политиков могут быть
самыми благородными, средства же их реализации - бесчестными. Вспомним знаменитое изречение, идущее от Макиавелли: "Цель оправдывает средства". Политический радикализм, в сущности, действует по этой формуле: если поставлены цели, должны быть и средства, необходимо лишь их найти и применить.



radikalizmДля политического радикализма, как уже говорилось, характерен поиск и применение простых способов решения сложных проблем.
Например, сегодня реформирование страны, ее социально-политической системы сводится к нескольким решительным акциям: рынок, приватизация, децентрализация, а что дальше — неизвестно.
Радикальная политика, как правило, приводит к противоположным результатам. Например, применение военной силы в Тбилиси и Вильнюсе в борьбе со сторонниками отделения от Советского Союза привело к стимулированию центробежных сил. Обе эти республики вышли из СССР на первом же этапе его распада.
Наиболее ярким проявлением политики радикализма на Востоке является "исламский фундаментализм" в исламской республике Иран.
Основные его проявления отчетливо стали видны уже в первый год исламской революции в 1979 году. Идеал для дальнейшего развития страны его правители нашли в прошлом, в XVII столетии, когда непререкаемым авторитетом в государстве пользовался исламский закон (Шариат). Для осуществления этого закона хороши любые средства - даже политические убийства. Иранский министр информации Али Фаллахиян дал приказ уничтожить более 60 иранских диссидентов, выступавших против исламского правительства, хотя они и жили на Западе. Эти расправы были объявлены "внутренним делом" Ирана. Иран потребовал от Великобритании выдать им писателя С. Ружди, автора книги "Сатанинские стихи", которого они до сих пор продолжают преследовать.
Умерший в 1995 г. сын аятоллы Хомейни оставил политическое завещание: "Лидер исламской революции делает все от него зависящее во имя победы Ислама и для успехов существующей в стране системы, поэтому нельзя подвергать его действия анализу". Всему миру известно, к чему приводит такая догматизация и безнаказанность.
Исламская республика Иран - крупное государство Персидского залива. Население где-то 61 млн, сопоставимо с Францией. Валовой внутренний продукт на душу населения 2190 $. (во Франции - 22300 $), доля нефти в экспорте составляет 94 %, ежегодно нефть приносит доход в 12 млрд $, основной торговый
партнер - страны ЕС - 45 % торгового оборота. Эти данные свидетельствуют о том, что только внутренний режим не дает государству развиваться.
Следует отметить, что в конце XX - начале XXI в. человечество, помня об уроках истории, все менее склоняется к радикальным решениям и радикальной политике. На ее место приходит консенсус членов общества по основным вопросам его существования.
Современное понимание демократии. На современном этапе демократия понимается как сложный, исторически развивающийся комплекс теорий и форм политической организации общества.
Выделяют следующие принципы демократии:
•   суверенитет народа - источник его политической власти;
•   равенство прав граждан на участие в управлении государством;   
•   регулярность выборов и разделение властей;
•   свобода личности, которая осуществляется через права человека;
• плюрализм, реализуемый через конкурентную борьбу различных социальных сил, групп, партий и организаций.
Принципы демократии универсальны, т. е. являются едиными для всех открытых, цивилизованных обществ.
В зависимости от характера участия народа в управлении различают две основные формы демократии.
Прямая демократт предлагает непосредственное участие граждан в принятии решений. Эта форма была широко распространена в античных государствах, древнем Новгороде, древних городах-государствах. Сегодня это форма используется на уровне самоуправления (американские и швейцарские общины, израильские кибуцы, референдумы).
Представительная (репрезентативная) демократия. Для этой формы характерно опосредованное, через выборных представителей, участие фаждан в принятии решений. Этот тип демократии распространен в странах с болыиой территорией так как при этом трудно обеспечить непосредственное участие граждан в голосовании.
Недостатки представительной демократии:
1) отстранение народа от власти в промежутках между выборами;
2) отрыв депутатов и чиновников от рядовых граждан, который приводит к бюрократизации и олигархизации власти;
3) вероятность принятия неугодных большинству решений вследствие сложности и многоступенчатости власти;
4) приоритетное влияние на политику наиболее мощных в финансовом и экономическом отношении групп интересов.
Основными признаками и критериями демократии являются:
•   автономия личности, приоритет прав индивида перед законом;
•   наличие развитой системы представительства (парламентаризм); •   идейный и политический плюрализм;
•   равные возможности политического участия и свободные выборы;
•   взаимная ответственность граждан и власти;
•   разрешение возникающих конфликтов ненасильственным путем и др. Демократия является благом лишь тогда, когда она соответствует политической культуре и менталитету народа