Главное меню

Основы социологии

Социология как наука
----------------------------------------
Социологический анализ общества
----------------------------------------
Социальная структура общества и социальная стратификация
----------------------------------------
Социология конфликта
----------------------------------------
Этносоциология
----------------------------------------
Национализм и национальная гордость
----------------------------------------
Национальное сознание. Национальный характер.
----------------------------------------
Социология религии
Избирательные системы
Индекс материала
Избирательные системы
2 стр. продолжение
3 стр. продолжение
Все страницы

vuboruВыборы как политический институт. Выборы являются одним из важнейших элементов современных политических систем, Современному человеку трудно представить себе общество без выборов, так как благодаря существующему институту всеобщих выборов реализуются его политические права и формируются представительные органы власти - от местных до президента.
Выборы выполняют важную роль в политической системе.
Во-первых, это способ смены правящих элит через волеизъявление населения, механизм легитимизации и стабилизации власти. Они отражают расстановку политических сил как в самом государстве, так и в отдельных его регионах (краях, республиках, областях, штатах, землях и т. д.). Выборы являются лакмусовой бумагой, определяющей доверие общества к власти, властным органам, политическим партиям и их программам.
Во-вторых, в ходе избирательного процесса особенно активно осуществляется политическая социализация, устанавливаются политические ценности, приобретаются политические навыки и опыт.
В-третьих, это одновременно форма контроля населения за правящей элитой. Если власть не выражает интересы избирателей, институт выборов дает возможность сменить ее, передать бразды правления к оппозиции, которая идет на выборы с критикой правительства. Накануне выборов само правительство под давлением избирателей может скорректировать курс, надеясь заручиться их поддержкой.
Готовность общества к проведению выборов является важнейшим признаком его демократичности, способности мирным путем, мирными средствами решать назревшие политические проблемы.
Таким образом, выборы представляют собой своеобразный политический рынок.
Претенденты предлагают избирателям свои проuhаммы и обещания в обмен на властные полномочия. Политический рынок, как и обычный, не лишен обмана и спекуляции на доверии избирателей.
Для того, чтобы такого не происходило и выборы были эффективны, необходимо:
а) наличие демократического законодательства об избирательных системах;
б) существование гражданского общества, т.е. совокупности негосударственных образований, посредством которых реализуются интересы граждан (партии, профсоюзы, клубы избирателей, различные ассоциации, союзы, центры, фонды и пр.).
Процедура выборов регламентируется избирательным правом каждой страны. В законодательстве отражены положения о порядке выдвижения кандидатов, требования к кандидатам, процедура голосования и подсчета голосов, возможности пользоваться услугами СМИ и источниками финансирования.
Основные принципы законодательной регламентации выборов. В основе законодательной регламентации выборов лежат три основных принципа:
1. Обеспечение равных возможностей для всех участвующих партий и кандидатов. Его суть состоит в представлении всем равного максимального лимита расходов на проведение выборов. С этой целью во многих странах государство берет на себя финансирование выборных компаний и в то же время ограничивает суммы пожертвований частных лиц и организаций в фонды партий и кандидатов.
2. Принцип лояльности. В соответствии с этим принципом кандидаты должны проявлять терпимость по отношению к соперникам, воздерживаться от некорректных действий.
3. Нейтралитет государственного аппарата, его невмешательство в ход предвыборной борьбы, лояльность по отношению ко всем участникам.



izbiratelnue-sistemuПрезидентов выбирают обычно на срок от 4 до 6 лет, членов высших законодательных органов - на 4 года. Такой временной промежуток достаточен для выполнения предвыборных обещаний, позволяет обеспечить стабильность, преемственность руководства. Местные органы власти, как правило, избираются на более короткий срок - 2 года.
Большое значение в избирательной системе имеет институт регистрации.
В большинстве стран в список избирателей включаются граждане, имеющие право голоса. Только в США действует процедура личной регистрации самого голосующего.
Основу избирательного права составляют следующие принципы:
•   всеобщность,
•   равенство,
•   тайное голосование, анонимность.
Эти принципы были разработаны философами-просветителями.
Следует отметить, что в полной мере эти принципы не соблюдались никогда, так как правящая элита всегда контролирует выборы, используя при этом различные приемы. Чаще всего политические элиты разных стран используют известные методы ограничения данных принципов:
• различные цензы (возрастной, оседлости, гражданство и т. д.);
• манипулирование с границами и численностью округов. Это делается, чтобы увеличить представительство более консервативных сельских районов за счет промышленных, центральных - в ущерб окраинным и т. д.
Принято различать активное и пассивное избирательное право.
Активное избирательное право означает личное участие граждан в выборах на всех уровнях представительной власти. Оно может быть прямьм, т. е. граждане сами избирают депутатов, и косвенным, т. е. граждане выбирают выборщиков, которые избирают депутатов.
Путем двухступенчатых выборов избираются президенты США, Бразилии, Финляндии, верхние палаты парламентов Индии, Малайзии и других государств.
В современном мире отсутствуют сословные, имущественные, образовательные, расовонациональные цензы. Тем не менее избирательное право предусматривает определенные требования к голосующим.
Например, в США необходимо прожить в данной местности 30 дней, в Канаде и Финляндии - один год, в Норвегии - пять лет. В некоторых странах (Аргентина, Бразилия) избирательных прав лишены военнослужащие. Это объясняется необходимостью поставить армию вне политики.
Пассивное избирательное право - это право быть избранным. Оно также предусматривает определенные ограничения и требования к претендентам на избрание.
По законодательству ряда стран отдельные должностные лица (судьи, комиссары полиции, префекты и т. д. ) не могут избираться в представительные органы в течение определенного времени после того, как они их покинули.
В США на пост президента может баллотироваться гражданин, проживающий в стране не менее 14 лет и достигший 35-летнего возраста; сенатором можно стать в 30 лет, прожив 9 лет в США.
Абсентеизм - уклонение избирателей от участия в голосовании.
Причины неявки могут быть разными:
• аполитичность;
• безразличие к результатам;
• протест части избирателей против существующих порядков или политических игр;
• неверие в любые обещания.
В Австрии, Бельгии, Голландии, странах Латинской Америки введено обязательное голосование. Такими мерами в них борются с абсентеизмом.
Понятия и типы избирательных систем. Избирательная система - это совокупность установленных законом правил, принципов и приемов проведения голосования, определения его результатов и распределения депутатских мандатов.
Избирательные системы взаимосвязаны с формой правления и политической культурой каждой страны, они изменяются в зависимости от этих условий.
Оптимальных и идеальных избирательных систем не существует, каждый тип обладает своими достоинствами и недостатками. Это следует учитывать при оценке влияния избирательных систем на формирование политических институтов.
Избирательные системы оцениваются по трем критериям:
1) репрезентативность, т. е. способность представить в парламенте существующую партийную систему;
2) простота механизма выборов;
3) корректируемость результатов выборов в случае разочарования избирателей в депутатах.



politicheskie-sistemuМажоритарная система. Большинство, полученное победившей стороной, может быть двух видов - абсолютное и относительное. В первом случае победителем считается кандидат, получивший 50% плюс один голос от числа всех участвовавших в голосовании избирателей. В том случае, если ни один кандидат не получает требуемое число голосов, назначается второй тур, в котором участвуют два кандидата, набравшие наибольшее число голосов в первом туре. Во втором туре победителем становится кандидат, набравший относительное большинство голосов.
В промежутках между турами происходит перегруппировка политических сил. Проигравшие в первом туре кандидаты призывают своих сторонников отдать голоса определенным кандидатам.
Нередко партии достигают соглашения о взаимной поддержке кандидатов в округах, в которых они имеют наибольшие шансы. Для многих избирателей второй тур зачастую превращается в выбор "меньшего зла", а не в. поддержку политически близкого кандидата.
Мажоритарная система привлекает простотой, так как обеспечивает отсечение кандидатов, представляющих меньшинство в обществе. Однако это меньшинство зачастую незначительно уступает большинству. Это может привести к недостаточной репрезентативности, так как "оппозиционная" точка зрения будет представлена в выборном органе гораздо в меньшей степени, чем она распространена в обществе.
Другим минусом данной системы является отсутствие механизма отзыва депутатов.
Мажоритарная система способствует непосредственной связи между кандидатом (впоследствии депутатом) и избирателями. Она способствует вытеснению из органов власти мелких и средних по своему влиянию партий, а также становлению двух- или трехпартийной системы. Мажоритарная система распространена в Великобритании, США, Канаде. Она позволяет создавать устойчивые правительства, опирающиеся на прочное большинство в парламенте.
Пропорциональная система. Депутатские мандаты распределяются здесь не между индивидуальными кандидатами, а между партиями в соответствии с числом поданных за них голосов. Избиратели голосуют за партийные списки и определенную программу.
Разновидности пропорциональной системы:
• пропорциональная система на общегосударственном уровне. В этом случае избиратели голосуют за политические партии в масштабах всей страны, избирательные округа не выделяются;
• пропорциональная система, основывающаяся на округах. В этом случае мандаты распределяются на основе влияния партий в округах. Достоинства пропорциональной системы:
1) репрезентативность, обеспечение наиболее адекватного представительства в парламенте различных партий. Избиратели могут ранжировать свой выбор;
2) осуществление обратной связи между государством и гражданским обществом, создание благоприятных условий для развития плюрализма и многопартийности;
3) эта система позволяет корректировать результаты, так как возможна замена депутата от партии по решению самой партии, если он не отражает "партийную точку зрения".
Вместе с тем использование на выборах пропорциональной системы несет и негативные последствия: .
• пропорциональная система сложна для избирателя, так как требует определенной осведомленности в позициях и программах партий;
• она может стать источником дестабилизации общества в случае изменения ориентации партии, за которую проголосовали избиратели, а также в результате внутрипартийного раскола после выборов;
• достоинства системы реализуются при устоявшейся многопартийности. В отсутствие таковой пропорциональная система может привести к появлению фрагментарного депутатского корпуса и частой смене, правительства. Это ослабляет эффективность демократического устройства;
• поскольку голосование осуществляется не за конкретных депутатов, а за партии, то связь между депутатами и избирателями слабее, чем при мажоритарной системе. Зависимость депутатов от партий может негативно отразиться на деятельности представительных органов;
• значительно возрастает роль мелких партий, которые за поддержку крупных партий требуют постов и привилегий, не соответствующих их реальному весу в политической жизни. Это создает условия для коррупции, сращивания партий с государственным аппаратом, перебежек из лагеря в лагерь, борьбы за теплые места и т. д.
Все это приводит к тому, что нарушается сам принцип пропорциональности.
В некоторых политических системах при применении пропорциональной системы осуществляют ограничения: мандаты распределяются только между партиями, получившими определенное количество голосов, обычно 3-5%.
Например, такой барьер установлен законами Германии, Испании, Швеции.
Пропорциональная система функционирует в Австрии, Бельгии, Италии, Норвегии, Финляндии и др.