Главное меню

Основы социологии

Социология как наука
----------------------------------------
Социологический анализ общества
----------------------------------------
Социальная структура общества и социальная стратификация
----------------------------------------
Социология конфликта
----------------------------------------
Этносоциология
----------------------------------------
Национализм и национальная гордость
----------------------------------------
Национальное сознание. Национальный характер.
----------------------------------------
Социология религии
Государство в политической системе общества - 4 стр. продолжение
Индекс материала
Государство в политической системе общества
2 стр. продолжение
3 стр. продолжение
4 стр. продолжение
Все страницы


pravovoe-gosudarstvoМировой опыт показывает, что государство является важнейшим фактором функционирования, развития и реформирования общества.
Правовое государство. Гражданское общество предъявляет к государству определенные требования. Они заключаются в том, что государство правовыми методами должно обеспечивать социальную справедливость и защищенность каждого его гражданина. Это значит, что государство должно быть правовым. Только в этих условиях и государство в целом и каждый гражданин будут находиться в одинаковом положении перед законом и будет установлена четкая иерархия законов, главенство Конституции.
Идея правового государства восходит к Платону и Аристотелю. Теоретические концепции правового государства сложились в Западной Европе в XVII-XVIII вв. У ее истоков стояли Джон Локк ("Два трактата о правлении" 1690 г.), Ш. Монтескье (концепция о разделении властей), Ж-Ж. Руссо (идея народного суверенитета), И. Кант (учение о государстве как объединении людей, подчи-ненных правовым законам) и др.
Сущность правоеого государства заключается е верховенстве права над властью, в ограниченш действия власти стоящим над ней законом, а также в безусловном подчинении власти, граждан и есех общественных субъектов действующему праву. Ученые выделяют следующие признаки правового государства:
1. Конституция - основной закон государства, которому подчинено и само государство.
2. Равенство всех передзаконом.
З. Ответственность государства перед каждым гражданином и наоборот. Человеку полностью гарантируются права и свободы, защита от любого произвола власти. При этом гражданин или любой социальный субъект должен соблюдать законы и защищать государство.
4. Государство имеет стабильную конституцию и сиетему законодательства. Стабильность законодательства необходима для того, чтобы граждане знапи законы и уважали.
Становление правового государства в любой стране требует реализации ряда принципов.
Первый - господство права во всех сферах общественной жизни и верховенство закона.
Этот принцип означает, что не только граждане, но и само государство, все его органы и должностные лица, представляющие законодательную, исполнительную и судебную власть, действуют строго на основе и во исполнение законов, выполняют порядок, установленный законом.
В Германии, например, возбудили дело за неуплату налогов на министра экономики, во Франции пенсионерка подала в суд на президента страны только за то, что ей задержали пенсию на один день и получила большую компенсацию за моральный ущерб.
Второй принцип - разделение властей. Он предполагает оптимальное разделение сфер деятельности, распределение функций и компетенций между основными органами государственной власти - законодательной, исполнительной, судебной и обеспечение функционирования этих ветвей власти в рамках закона.
Верховной властью считается законодательная. Она является выразительницей народного суверенитета, осуществляя его в форме высшего представительного учреждения. В нашей стране это Федеральное собрание, которое состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Верховным законодателем может выступать население страны в случае проведения референдума по наиболее важному вопросу, например принятию новой конституции.
Верховное положение законодательной власти объясняется тем, что только эта власть определяет правовые масштабы, нормы общественной и государственной жизни и выражает их в законах. Демократические выборы членов законодательного органа, а также возможность их отзыва в установленном законом порядке создают условия для контроля со стороны народа за деятельностью законодательной власти. Юридический контроль за законодательной властью осуществляет Конституционный суд.
Назначение исполнительной власти - реализация тех законов, которые приняты законодательным органом. Исполнительная власть формируется представительным органом, подконтрольна и подотчетна ему, действует на основе законов.
Судебная власть является арбитром, решает юридические споры, осуществляет правосудие, которое может осуществляться только судом. Ни законодательная, ни исполнительная власть не вправе и не должны выступать в роли суда. Только независимость судебной власти позволяет ей быть сдерживающим фактором в системе властей и действовать на основе закона.
Независимость судей и судебных заседателей обеспечивается:
•   установленным законом порядком их избрания и освобождения;
•   неприкосновенностью;
•   строгой юридической процедурой осуществления правосудия;
•   тайной совещания судей при вынесении решений и запрещением требовать ее разглашения;
•   материальным и социальным обеспечением судей и др.
За неуважение к суду и вмешательство в разрешение судебных дел предусмотрена юридическая ответственность.
Третий принцип — незыблемость свободы личности, ее прав и интересов, их охрана и гарантированностъ. Права и свободы гражданина: экономические, политические, социальные, культурные находят свое юридическое подтверждение в конституции и законах, которые одновременно выступают в качестве гаранта реализации этих прав и свобод.
Четвертый принцип — связанность законом самого государства, его должностных лиц и граждан. Этот принцип направлен на реализацию права, законов, обеспечение стабильного правопорядка. Осуществление этого принципа предупреждает против своевольного, пренебрежительного отношейия к закону. Он тесно связан с последующим принципом.
Пятый принцип - взаимная ответственностъ государства и личности.
Правовое государство должно четко устанавливать конкретные меры ответственности должностных лиц и постоянно их контролировать. Насколько важно государственное провозглашение и обеспечение прав и свобод, настолько важна ответственность граждан перед государством и обществом.
Основными методами обеспечения ответственного поведения граждан в правовом государстве являются: стимулирование, убеждение, правовое воспитание, повышение уровня правовой культуры. В профилактических целях правовое государство придает гласности настоящие и будущие санкции за нарушение закона. Если закон нарушается, оно вынуждено применять принуждение в предусмотренном законом объеме.
Формы ответственности государства перед личностью:
•   отчетность исполнительных органов перед законодательными;
•   референдумы, оценивающие работу или предложения правительства;
• полная, достоверная информация для граждан, за исключением содержащей государственную тайну;
• судебное обжалование действий должностных лиц в соответствии с законом о порядке такого обжалования. Эта форма является наиболее эффективной.
Осуществление этих принципов способствует становлению правового государства. Только при этих условиях возможно свободное развитие каждой личности и всего общества. Формирование правового государства в нашей стране является жизненной неОбходимостью. .

 



 





 
Стоимость дюспаталин инструкция по применению инструкция.