Главное меню

Основы социологии

Социология как наука
----------------------------------------
Социологический анализ общества
----------------------------------------
Социальная структура общества и социальная стратификация
----------------------------------------
Социология конфликта
----------------------------------------
Этносоциология
----------------------------------------
Национализм и национальная гордость
----------------------------------------
Национальное сознание. Национальный характер.
----------------------------------------
Социология религии
Государство в политической системе общества - 3 стр. продолжение
Индекс материала
Государство в политической системе общества
2 стр. продолжение
3 стр. продолжение
4 стр. продолжение
Все страницы


formu-gosudarstvennogo-ustroistvaСвои функции государство осуществляет через систему государственных органов, через государственный аппарат.
Формы государственного устройства. В современном мире существуют различные по своему устройству государства. Под государственным устройством понимается его административно-территориальная организация, которая включает механизм взаимоотношений между государством и его составными частями, центральными и местными органами.
В настоящее время встречаются следующие формы государственного устройства.
1. Унитарное государство - единое государственно
2. Федерация — союзное государство, в которое входят составные единицы (республики, земли, штаты, кантоны и т. п.), наделенные определенными правами, защищенными от центра законом (конституцией). Для федерации характерно наличие двух уровней власти (федеральной и республиканской), двойной правовой системы, двухпалатного парламента, который представляет попалатно интересы субъектов Федерации и антинациональные интересы. Например, в российском парламенте: Совет Федерации и Государственная Дума. Субъект федерации лишен права самостоятельного выхода из состава федерации.
Образование единиц федерации может осуществляться как по административному принципу (США, Германия), так и по национальному (Индия, Россия, Югославия).
3. Конфедерация - государственное правовое объединение (союз) юридически независимых государств. Цель подобного объединения - проведение единой политики, решение совместных задач в области экономики, обороны, транспорта и т. д. Для проведения согласованной политики создаются совместные органы управления. Однако их решение вступают в силу только после утверждения государствами,. входящими в состав конфедерации. Страны такого союза - самостоятельные субъекты международного права.
В современной истории примеров конфедераций немного: ОАР (Объединенная Арабская республика - союз Сирии и Египта, 1958-1961 гг.), Сенегамбия (Сенегал и Гамбия, 1982-1989 гг.) и др.
Конфедерация является самой неустойчивой из форм государственного устройства в силу слабого характера взаимоотношений и отсутствия серьезной ответственности сторон за выход из состава союза.
В последние годы наблюдается тенденция к объединению и интеграции стран не только в военном, но и в тесном политическом и экономическом аспектах. Объединенная Европа создала такие органы, как Совет Европы, Европейская парламентская ассамблея, установила бестаможенные и безвизовые границы, единую валюту, осуществляет совместные проекты в различных областях.
Формы государственнбго правления. Под формой правления принято понимать способ организации высшей государственной власти и систему ее взаимоотношений с населением.
Основными современными формами правления являются:
1. Монархия - формальным источником власти здесь выступает монарх. Власть передается по наследству и не является производной от какоголибо органа или населения.
Монархии бывают абсолютные: Саудовская Аравия - с неограниченной властью монарха. Но наиболее распространенной формой являются конституционные монархии, которые в настоящее время существуют в виде парламентарных монархий. Пост главы государства (монарх) передается по наследству одновременно с наследственным титулом (короля, императора, герцога и т. п.). Впервые конституционная монархия возникла в Англии, где действует и поныне наряду с другими странами (Дания, Испания, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Япония и др.). Законодательная власть при этой форме правления сосредоточена в двухпалатном парламенте, исполнительная в правительстве, которое формируется парламентом и ответственно перед ним. Монарх не имеет конституционных полномочий решать важные государственные дела и является своего рода символической фигурой, отражающей сложившиеся традиции в стране.
2. Республика. Е республике формальным источником власти является воля большинства народа. Глава государства сменяем, его власть производна от населения или от представительного органа власти. Различают республики парламентские и президентские. Главное их отличие состоит в том, кто руководит страной - парламент (коллективный орган, избираемый населением) или президент (одно лицо, избранное на данный пост населением страны).
Парламентская республика как форма правления оформилась во Франции в 70-х годах XIX века. В основу ее деятельности положена идея разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной). Реальная власть находится в руках парламента. Им назначается правительство, которое подотчетно парламенту. Правительство формируется из представителей партии (партий), получившей большинство мест в парламенте. Исполнительная власть сосредоточивается в руках премьерминистра. В большинстве парламентских республик существует пост президента, который избирается парламентом, но полномочия его крайне ограничены, так как он выполняет только представительские функции.
Президентская республша также основана на идее разделения властей. Верховная власть принадлежит президенту, который самостоятельно фйрмирует правительство, является главой государства и исполнительной власти. Он имеет право "вето" на законопроекты, принятые парламентом, но может быть досрочно переизбран при чрезвычайных обстоятельствах: нарушение конституции, совершение уголовного преступления. Парламент располагает всей полнотой законодательной власти и является независимым от президента, который не имеет права роспуска парламента. Президентская республика была впервые установлена и действует ныне в США, а также распространена в странах Латинской Америки.
Парламентская и президентская республики - близкие формы правления. В мире отмечается тенденция трансформации парламентских республик в президентские.
Основные тенденцш в развитш современного государства. В развитии современного государства можно выделить несколько тенденций. Ведущей является превращение государств в демократические, правовые. В функционировании современных государств взаимодействуют этатистская и деэтатистская тенденции.
Этатистская тенденция (усиление роли государства в жизни общества) проявляется в повышении роли государства как регулятивного и интеграционного инструмента общества. Оно с помощью налогов, инвестиций, кредитов стимулирует развитие производства, устраняет диспропорции в экономике,
обеспечивает социальную стабильность. Важное место в его деятельности занимает разработка стратегии общественного развития.
Деэтатистская тенденция проявляется в активизации гражданского общества, усилении его контроля над государством, расширении влияния на государство политических партий и групп интересов, в децентрализации ряда государственных функций. В демократических странах с рациональным типом политической культуры преобладает эта тенденция.
В современных государствах действуют также тенденции интеграцш и дезинтеграции.
Первая проявляется в создании экономических, политических и военных объединений. Например, ЕС (Европейский Союз), АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии) и др.
Вторая тенденция со всей очевидностью проявилась в СССР, Чехословакии и Югославии. Разделение на языковой основе произошло в Бельгии, назревает в Канаде.



 





 
Покупайте безопасный бытовой озонатор воздуха, в нашем магазине.