Главное меню

Основы социологии

Социология как наука
----------------------------------------
Социологический анализ общества
----------------------------------------
Социальная структура общества и социальная стратификация
----------------------------------------
Социология конфликта
----------------------------------------
Этносоциология
----------------------------------------
Национализм и национальная гордость
----------------------------------------
Национальное сознание. Национальный характер.
----------------------------------------
Социология религии
Политическая власть - 2 стр. продолжение
Индекс материала
Политическая власть
2 стр. продолжение
Все страницы


resursu-vlastiГрань между субъектом и объектом власти бывает условной. В демократическом обществе народ является одновременно и субъектом и объектом власти. В обществе с недемократическими режимами народ является только объектом власти.
Ресурсы власти - это средства воздействия субъекта на объект в соответствии с поставленными целями. Различают экономические, социальные, культурно-информационные, демографические и принудительные ресурсы.
Власть обычно применяет различные ресурсы в комплексе. Наибольшими возможностями в их использовании располагает государство.
Процесс властвования характеризуется механизмом и способами властвования.
Механизм власти представляет собой социальные институты и аппарат управления, с помощью которых обеспечивается господство субъекта над объектом. При этом первый может находиться под демократическим контролем второго. Тем самым обеспечивается определенная иерархия, позволяющая принимать решения, приказывать, разрешать или запрещать.Способы властвования могут быть: демократическими (при участии исполнителей в принятии решений), авторитарными (неограниченная власть, но не претендующая на полный контроль над подданными), тоталитарными (всеобъемлющий контроль субъекта над объектом) и прочее.
Легальность и легитимность власти. Важными характеристиками власти являются легитимность и легальность.
Политическая легитимность - это общественное признание власти и ее права на управление.
Легальность власти - это ее нормативно-правовая закрепленность, узаконенность в соответствующих государственных документах.
С первым понятием отождествляют ее оценочный, этический характер, со вторым - юридический.
Само понятие легитимности возникло в начале XIX в. во Франции и обозначало политическое движение, которое ставило своей целью восстановление власти короля как единственно законной в отличие от власти узурпатора Наполеона.
Легитимная власть характеризуется как правомерная и справедливая, так как связана с верой подавляющего большинства населения в то, что существующий порядок является наилучшим для страны.
Выделяются следующие источники легитимности:
1. Участие граждан в управлении, которое создает общую причастность людей к политике, позволяет гражданам чувствовать себя ее субъектами.
2. Технократическая легитимность, т.е. легитимность посредством экономической, военной, образовательной и т. п. деятельности власти. В данном случае легитимность находится в прямой зависимости от успехов этой деятельности (например, Япония, Сингапур, Южная Корея).
3. Легитимность через принуждение. Формы принуждения различны. Они проявляются в ограничении прав и свобод граждан. Сила - последний аргумент, с помощью которого она стремится повысить свою легитимность.
Разделение властей и основные тенденции властных отношений. Невозможность осуществлять власть из единого центра и единым властвующим субъектом привела в демократическом государстве к разделению властей. Власть реализуется как по вертикали, так и по горизонтали. По вертикали это разделение власти между субъектами государственного управления различного уровня, прежде всего общенационального (центра) и местного. Между центром и местными органами власти могут быть промежуточные уровни, например, региональный уровень. В этом случае регион (область, город, край) наделяется властью, которая защищена от посягательства центра конституцией. Такая система власти называется федеральной (США, Индия, Россия.). Региональный уровень власти может отсутствовать или быть зависимым от центра. Такая система власти называется унитарной, например, в Дании, Франции и др.
Разделение власти по горизонтали реализуется между субъектами государственного управления, которые находятся на одном и том же уровне. Власть в этом случае распределяется между тремя властными органами: законодательным, исполнительным и судебным.
Исследователи выявили основные тенденции властных отношений. Первая — укрепление государственной, национальной и бюрократической власти. Политическая практика показывает, что государственные органы и бюрократический аппарат стремятся расширить свою власть и функции, используя для этого все имеющиеся средства.
Вторая состойт в смещении политической власти от нижних ее звеньев и уровней в сторону центральных, общенациональных правительств. Это характерно для всех цивилизованных стран. Данная тенденция связана со сложностью самого современного общества, так как такие проблемы, как экономический спад, инфляция, экология и др., можно решить лишь на общенациональном уровне.
Третья — перемещение власти от законодательных органов к исполнительным. Законодательная инициатива и принятие решений всегда находились в руках исполнительной власти, а законодательная - служила противовесом, совершенствуя или отвергая исходящие от нее предложения.

 



 





 
Всеукраинский магазин тканей и фурнитуры - ricci.com.ua.